Татарская пословица

"Если золото упадет в грязь, оно не станет из-за этого медью ", татарская пословица

27/05/2017

Татарский Сабантуй в самом центре Парижа

Древний татарский праздник Сабантуй порадовал 25-го мая всех жителей столицы Франции, её гостей из других городов и разных стран. В этом году он был организован с особым размахом.


"Көрәш"  © Татар кибете "Рәхмәт"  

День выдался очень ясным и безоблочным. Было много цветов, интересных атракционов, песен, музыки, танцев, игровых соревновании, показательных выступлений татарской борьбы Көрәш.
Сабантуй  на Марсовом поле © Идель Еналеев

Праздник устроили в самом центре Парижа, на Марсовом поле, перед Эйфелевой башней. Кругом были раставлены юрты, в которых выставили свои изделия татарские мастера, представившие интересные виды старинного татарского художественного ремесла.
Здесь была вышивка по бархату и шелку. Компания «Рәхмәт» представила различные түбәтәй, калфаки и чикмәны ручной работы и другие изделия.

Резчики по дереву привезли на выставку различную деревянную и берестяную резную посуду изумительной красоты.
Алсу Мусавирова на Сабантуе в Париже

Очень интересно представлены работы Алсу Мусавировой изделий со старинными приёмами вышивки по коже. Эта коженая мозайка использовалась татарами еще с 5-го века.
©Алмаз Казаков
       Алмаз Казаков, первый в Татарстане кузнец, большой знаток и мастер своего дела, экспонировал сувенирные ножи, колокольчики, репродукции монет Золотой орды 14-го века.
©Кукмарские Валенки

Кукмарские мастера древнего татарского искусства изготовления валенок представели свои красивые работы: читек, обувь, ботинки для женщин, мужчин и детей.

По истине золотые руки у наших мастеров!

На Сабантуе было очень много посетителей. Среди них было много французов, которые были совершенно в восторге от увиденного. Они интересовались музыкой, песнями, языком, историей татар, изделиями народных мастеров, наслаждались представленными өчпычмаками, чакчаком и разными другими изделиями татарской кухни. Возле этих юрт выстраивались большие очереди, чтобы попробовать наш настоящий чакчак с чаем.
Мэр Парижа Анн Идальго и мэр города Казани Ильсур Метшин
©Дамир Фаттахов

В разгаре праздника на Марсовом поле прибыли мэр Парижа Анн Идальго и мэр города Казани Ильсур Метшин. Они внимательно осматривали каждые представленные работы с большим удовольствием и интересом. Затем они выступили с приветственной речью ко всем участникам праздника на большой сцене. Татарские певцы исполняли известные французские песни, которые привели французов в совершенный восторг: «какие красивые люди, лица, приятные и красивые голоса!».


Группа "Зөләйлә" и Идель Еналеев


Эльмира Калимуллина
Среди певцов выступили известные голоса, такие как группа «Зө-ләй-лә» и Эльмира Калимуллина.
Перетягивание каната
Тем временем, среди Марсового поле начались игры, соревнования: бег в мешках, бег с яйцом в ложке в зубах, перетягивание каната, перебивание подушками на бревне, а также показательные выступления наших борцов Көрәш, которые привлекли внимание большого количества людей.

Праздник был цветистый, шумный и очень веселый. Словом праздник удался!

25/05/2017

SABANTUY à PARIS 2017

Pour la première fois la France fête le Sabantuy fêté en face de la Tour Eiffel 


© photo par IDEL ENALEEV

       Le Sabantuy, qui se prononce « sabanne-touille », est une fête traditionnelle tatare très ancienne célébrée en mois de mai ou juin au Tatarstan, mais aussi dans tous les pays où réside une communauté tatare. 

      Rappelons qu'en décembre 2016, le pacte d’amitié et de coopération entre les villes de Kazan et de Paris a été signé. Dans le cadre de ce pacte important, le maire de la ville de Kazan, Ilsour Métchine, et la maire de la ville de Paris, Anne Hidalgo, se sont réunis pour discuter au sujet de la célébration de la fête nationale tatare « Sabantuy » à Paris. 
Un commun accord de tenir cette grande fête en mois de mai dans la capitale de la France a été atteint. 

      C'est ainsi que ce jeudi particulièrement ensoleillé, le 25 mai 2017, la ville de Paris a accueilli pour la première fois la plus grande fête tatare sur ses Champs de Mars.
     Des jeux d'adresse, des chants, des danses, des sports folkloriques ainsi que la gastronomie nationale tatare et l’artisanat se sont tous concentrés en un seul lieu unique pour une journée exceptionnelle.


     De nombreux chanteurs et danseurs célèbres du Tatarstan ont pris part dans cette fête. Parmi eux, sur la scène en face de la Tour Eiffel, le charmant trio vocal « Zu-Laï-La », le groupe de danse folklorique « Kazan », la chanteuse émérite Elmira Kalimoullina et beaucoup d’autres ont présenté leurs magnifiques performances en chantant des chansons en langues Tatare, Français et Russe et en dansant.

A partir de dix heures du matin jusqu'au soir, les événements folkloriques se déroulaient dans une ambiance conviviale et très chaleureuse.

 sur les photos: le groupe Zu-Laï-La et Idel Enaleev


C'était une parfaite occasion pour les Français de découvrir l'artisanat du peuple tatare, notamment la poterie, de très beaux vêtements brodés, des chapeaux ornés, des chaussures très uniques en cuir.
© photos par IDEL ENALEEV





       
Un très grand intérêt a été porté sur la cuisine traditionnelle tatare.  Les maitres culinaires venus spécialement de Tatarstan ont fait déguster les plats tatares les plus connus, parmi lesquels : le bälèche, la goubadiya au bœuf, le désert royale « tchak-tchak » au miel et aux noix, et, bien sûr, le thé tatare.




      Toujours dans le cadre du festival, la lutte nationale tatare appelée « Köresh » a été démontrée. Ce grand tournoi a été organisé par la Fédération internationale de la Lutte de Köresh, et les participants sont venus de 15 pays différents.
Les combattants ont concouru pour le titre du plus puissant, le « Batyr » absolu du Sabantuy de Paris.
Le seul vainqueur du tournoi en plus du mouton traditionnel a reçu un prix en sous.






      Le public français ainsi que beaucoup de touristes venus de tous les coins du monde ont été enchantés et heureux de voir la fête et de participer aux concours et aux jeux.
Tout le monde a pris de magnifiques photos en tant qu’un très beau souvenir inoubliable, symbolisant l’amitié entre le peuple tatare et le peuple français.





Idel Enaleev,  Paris










Нобелевская премия

     Нобелевская премии присуждаются ежегодно с 1901 года за выдающиеся работы в области физики, химии, медицины, физиологии, экономики (с 1969 года), за литературные произведения, за деятельность по укреплению мира… Учредителем данной премии является шведский инженер-химик Альфред Нобель, который в 1867 году изобрел динамит, а в 1888 – баллистит. В свое время он был организатором и совладельцем многих предприятий по производству взрывчатых веществ. 27 ноября 1895 года в Париже А. Нобель подписал последнюю премию своего знаменитого завещания, согласно которому большая часть его состояния должна пойти на создание фонда и учреждение премии для поощрения первооткрывателей в области физики, химии, физиологии и медицины, а также литераторов и тех, кто больше всего сделал в пользу мира за предшествующий год, вне зависимости от национальности. Надо полагать, первооткрыватель взрывчатых веществ, чтоб хоть как-то изгладить свою вину перед Человечеством (динамит призван, в первую очередь, не для созидания,а для разрушения), решил оставить большую часть своего капитала в пользу поддержки научных открытий, обращенных на развитие цивилизации, а также как можно больше привлечь выдающихся личностей, стремящихся любой ценой поддерживать мирное сосуществование между странами и народами. С 1901 по 2011 годы в общей сложности премии получил 851 лауреат, семеро из них были удостоены этой высокой награды дважды и один, кажется, даже трижды.


     Но не в этом дело, и не такой расклад удивляет. Удивительно то, что за 110 с лишним лет времени создания премии, ее удостоились лишь 12 мусульман (в среднем за 10 лет 1 мусульманин). У любого человека может возникнуть вопрос: почему? Что, мусульмане ведут слишком закрытый образ жизни и не способны для открытий? Или виновата в этом (с незапамятных времен) исламофобия, организованная определенными кругами для дестабилизации отношений между представителями различных религий и конфессий? Запад и Восток (подавляющее большинство мусульман живет на Востоке) сильно отличаются друг от друга: на Западе развитая промышленность, технический прогресс, и, естественно, там много научных открытий, а Восток издавна славится гуманитарной направленностью и духовной утонченностью. Диспропорцию соотношений, в какой-то мере, можно объяснить, ссылаясь на данный фактор. Впрочем, Восток – дело тонкое, и подход к нему, по всей вероятности, весьма специфичен.


     Из 12 мусульман, получивших в разные годы Нобелевскую награду, только двое или трое – тюркского происхождения. Орхан Памук – турецкий писатель и сңенарист, в 2006 году стал обладателем премии по литературе, что сделало его самым знаменитым писателем в Турции. Его произведения переведены на 60 языков мира, продано более 11 миллионов экземпляров. Азиз Санджар – турецкий ученый лауреат Нобелевской премии по химии 2015 года за «исследование механизмов восстановления ДНК».


     Как ни странно, ни одна из выдающихся личностей татарского происхождения ни разу не была удостоена награды планетарного масштаба. А ведь Исмаил-бей Гаспринский (из крымских татар) гениальный ученый- просветитель и издатель первой в России газеты на тюркском языке под названием «Тарджиман», работал ее главным редактором в течении более тридцати лет (с 1883 по 1944 годы, до самой смерти), был выдвинут в 1910 году на соискание премии, но не прошел через «сито фильтрации». Понятно – кандидатур очень много, и выбор не всегда бывает объективным. Увы…


     По некоторым сообщениям всемирно известного киргизского писателя Чингиза Айтматова (мать татарка) тоже хотели выдвинуть на «Нобелевскую», не успели – неожиданно ушел в мир иной. Говорят, известного татарского драматурга, общественного деятеля Туфана Миннуллина тоже (чего стоит одна только драма «Альмендер из Альдермеш») выдвинули на соискание данной премии, и он не прошел.


     Недавно из единомышленников создана небольшая инициативная группа по выдвижению кандидатуры Фаузии Байрамовой на соискание Нобелевской премии мира за 2017 год (так как выдвигать чью-либо кандидатуру по установленным нормам могут только лауреаты данной премии или общественные фонды и т. д., скорее всего выберем инициатором выдвижения кайкой-нибудь фонд). Мало кто не знает, наверное, в России эту женщину. Она является выдающейся личностью не только среди татар, но во всем тюркском мире. За тридцать лет творческой жизни написала и издала больше сорока книг, как крупный общественный и политический деятель. С 1990 по 1995 год являлась депутатом Верховного Совета Татарстана. Активно участвовала в принятии основополагающих документов, касющихся Декларации о государственном суверенитетеи Конституции Татарстана, проведении референдума о новом статусе Татарстана.


     Фаузия Байрамова – председатель Милли Меджлеса татарского народа, член исполкома Всемирного конгресса татар. За обращение в ООН о признании государственного суверенитета Республики Татарстан, за резолюцию расширенной сессии Милли Меджлиса татарского народа по Декларации о государственном суверенитете Татарстана была обвинена по ст. 282, ч. 1 УК РФ и приговорена судом на 1 год лишения свободы условно (24.02. 2012 г.). Во второй раз была осуждена 2 октября 2014 года на 1 год лишением свободы условно за выступление в защиту прав татарского народа и за протест против аннексии Крыма (ч. 1, ст. 282). В России нет, наверное, другого такого писателя и общественного деятеля, так много сделавшего во благо своего народа и осужденного дважды за свои непоколебимые убеждения (недаром она включена в список политзаключенных РФ). Но самой выдающейся заслугой этой личности является поездка в составе специальной группы, высланным Всемирным конгрессом татар в мае 2003 года на «ядерный архипелаг» (так называют ПО «Маяк», расположенный в Челябинской области). С 2003 по 2007 годы писательница много раз посещала татарские села Муслюмово и Караболка и вела исследовательскую деятельность. В результате увиденного собственными глазами, написала книгу «Ядерный архипелаг или атомный геноцид против татар». Приведем некоторые строки из этого труда: «То, что мы увидели и услышали здесь, потрясает душу. Мы словно увидели селения Апокалипсиса – конца света, представили себе, что будет с миром после атомной катастрофы. Мы восприняли слова обреченных на мучительную смерть татар, как завещание. А увидев мутантов, детей-калек с рождения, мы лишились дара речи… Все это являлось трагическим результатом атомной радиации, результатом деятельности комбината «Маяк»… »


     О ядерном взрыве хранилища атомных отходов, случившемся 29 сентября 1957 года, которому нет аналогов в мире по мощности, стало известно широкой общественности лишь после катастрофы в Чернобыльской АЭС. Тогда только экологи, некоторые ученые с чистой совестью начали бить тревогу по поводу атомного взрыва на «Маяк»е во всем серьезе (до этого все данные были засекречены, и случившееся являлось государственной тайной), но все равно бюрократическую власть и коррумпированных чиновников не пробить – оставленные на произвол судьбы люди были обречены на медленную, мученическую смерть от сильнейшей радиации. После первой книги, посвященной несчастным жителям атомного архипелага, Фаузия Байрамова написала вторую. Она называется «Татарская Караболка – 50 лет в объятиях смерти» и посвящается нашим соплеменникам – уральским татарам деревни Татарская Караболка Челябинской области – жертвам атомных аварий в ПО «Маяк». «Они уже 60 лет вынуждены жить и выживать в зоне радиационного заражения («жителей Русской Караболки и других русских сел сразу после аварии в течении нескольких месяцев переселили в безопасные места, а жителей татарских сел оставили, как подопытных кроликов, предназначенных для изучения воздействия атомного облучения на живом организме человека»... эти строки тоже приведены из книги – Ф. Х.) Этих татар нет ни в списках җивых, и ни в списках мертвых, так как Российские спецслуҗбы атомщики, проводив на них всевозмоҗные свои опыты, навеки забыли о них», - говорится в послесловии книги.


     Общественный деятель Фаузия Байрамова и юрист-адвокат Всемирного конгресса татар Р. Фардиева, после долгих похоҗдений добились разрешения на въезд в закрытый город Озерск (именно под этим городом на многие километры расстилаются цеха атомного комбината), и судиться в городском суде в защиту прав пятерых жителей, лишенных попустительством властей статуса ликвидатора. В конце концов, справедливость восторжествовала, и суд вынес решение в пользу подавших иск (к слову, многие ликвидаторы, сумевшие в свое время добиться такого статуса, впоследствии по произволу чиновников опять остались без оного).


     В результате многолетней борьбы местного населения и стараниями Фаузии Байрамовой и некоторых ее сподвижников, татарское село Муслюмово власти, все-таки, были вынуждены перенести на расстояние пяти километров подальше от реки Теча (Татарской Караболке такая удача не улыбнулась, и там от некогда проживающего 5-6 тысячного населения теперь доживают свои последние дни 150-200 человек). Из слов Фаузии Байрамовой видно: она не только написала книги про ядерный архипелаг, и проживающих на пораженной атомом зоне, превышающей допустимой нормы в десятки, ато и в сотни раз, а повезла свои труды в Москву и раздала по посольствам разных стран. Немецкое посольство откликнулось первым, в итоге в Германии на немецком языке увидела свет книга «Ядерный архипелаг или Атомный геноцид против татар» (2006 г.). Писательницу специально пригласили в Берлин и представили возможность выступить перед депутатами бундестага. По логике, после таких событий дело должно взять большие обороты и ПО «Маяк», если и не прекратит свою деятельность, то хотя бы сбавит темпы, но не тут-то было (это же Россия, которую «умом не понять»), ситуация не изменилась к лучшему.


     На наш взгляд, у татар (если взять время в срезе от1985 по 2015 годы), есть две кандидатуры, которые «потянули бы» на «Нобелевскую». Первая кандидатура – Асгат Галимзянов, работяга-меценат, который своим трудовым потом зарабатывал деньги и почти все до копейки переводил в счет детских домов, при этом сам вел пуританский образ жизни. Не зря первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев поставил ему еще при жизни памятник в Казани на площади Тысячелетия. Жаль, что величайшей души человек умер в январе 2016 года, его точно можно было бы выдвинуть на соискание данной премии, труд которого сопоставим разве что с трудом Матери-Терезы, удостоенной Нобелевской награды. Такие люди рождаются, наверное, раз в 100 лет!





     Фаузия Байрамова – великая дочь татарского народа, всецело отдавшая себя делу справедливости, миру на земле и равенству народов не только в России, но и всей планеты. Так давайте воздадим ей должное. 29 сентября 2017 года исполняется 60 лет со дня атомного взрыва на ПО «Маяк», и если комитет по Нобелевским премиям присудит за этот год премию мира Ф. Байрамовой, то это будет вполне заслуженно.

 Фирдаус Хузин