Татарская пословица

"Если золото упадет в грязь, оно не станет из-за этого медью ", татарская пословица

23/01/2016

Северное сияние.

Изабелла Элякова. Якутск.
 ФОТО Михаила Потапова.

   Давным давно  наши предки переселились в этот холодный, суровый край. Тогда не было так холодно. Всего было вдоволь.На плодородных берегах великой реки паслись их лошади, многочисленные стада коров. Начали жить хорошо, научились строить теплые дома. Им бы жить да жить.
   Но люди своим поведением разгневали Матушку Природу. И она  решила отомстить им и выпустить огромного Быка Холода из Северного Ледовитого океана. Бык Холода свирепствовал, от одного его дыхания стало так холодно, что деревья трескались. Людям и животным совсем стало туго. Рогатому скоту понастроили теплые хотоны. А вот лошадям , чтобы найти себе пропитание, пришлось копытами выкапывать из- под снега прошлогоднюю сухую траву. Люди боялись лишний раз выходить из теплых жилищ. В камельках трещали от огня поленья. Чтобы коротать долгую затянувшую зиму ,придумывали длинные заунывные песни, протяжное олонхо. Все ждали, когда же потеплеет. Но конца не было морозам. Он все крепчал и крепчал.Бык Холода все злее и злее становился. Наконец однажды люди собрались и решили остановить Быка Холода. Чтобы состязаться с ним, вызвались самые храбрые ,сильные богатыри. Все они погибли в смертельной схватке с Быком Холода. Не осталось желающих идти на бой . А тут вызвался на последнюю схватку с Быком Холода,маленького роста, хиленький на вид, но самым храбрым сердцем парень по имени Дьюкябил. Он собрал очень много хвороста, из- под которого не видно было его самого. Перед уходом сказал:»Люди, слушайте внимательно! Если мне станет совсем туго, я буду звать на помощь. Сожгу охапку веток и сучьев и буду махать, и вы увидите пламя красное. Если он будет не большим значит у меня есть еще немного силы, а если будет большим,  зарево поднимется на горизонте неба, то покидают меня силы. Спешите на помощь. Это я зову вас на помощь. С этими словами ушел с храбрым сердцем Дьюкябил. Люди ждали, холод все крепчал и крепчал. Вдруг на горизонте далеко- далеко появились отблески пламени от загоревшихся сучьев Дьюкябиля. Это он звал на помочь. Люди не спешили, им куда уютнее было сидеть в теплых домах. Холод стал еще сильнее,- это от злости дыхания Быка Холода. Потому что Дьюкябил все- таки смог срубить один рог Быка Холода - этим он уменьшил силу мороза . Через несколько дней стал холод чуть- чуть спадать. И вдруг опять появилось пламя на горизонте, но оно было побольше первого. Дьюкябил звал  и звал на помощь, но никто не откликнулся. Холод становился то сильнее, то утихал. Это выпал второй рог Быка Холода. Однажды люди, уставшие ждать спада холода, вдруг увидели огромное зарево. Он полыхал, и охватил все небо.языки пламени словно бегали по ночному темному небу. Снег оттого стал переливаться разными цветами. Холод с  новой силой стал свирепствовать. Пурга, метель кружили снег так, что нельзя было увидеть просвета. Люди, вместо того ,чтобы идти на помощь бедному Дьюкябилу залегли под теплые заячьи одеяла.  Стало тихо.  Кто- то выглянул из избы, и увидел, что наступил теплый день. Ни ветра, ни пурги, ни холода трескучего. Выглянуло солнце. Людям стало теплее, веселее. Они стали встречать солнце. А бедного Дьюкябила все не было и не было. Спасая своих сородичей, упал он, из последних сил, подняв меч, срубив голову Быка Холода.
   Но в каждую холодную зиму он сражается с ним снова и снова, призывая людей спешить на помощь. А люди ждут  зажженное им пламя на небе. И любуются красотой переливающегося отблеска на ночном небе. Назвали его северным сиянием-Дьюкябил уота.




О якутских лошадях

Изабелла Элякова. Якутск.

   Когда-то давным давно наш великий предок Кэрэкээн, знаменитый белый шаман (в архивных документах значится под именем Курекян) со своими близкими родными людьми переправился с западного берега великой реки Лены на другой берег в поисках спокойных без войн, свободных, необжитых мест. Вперед отправил своего белого жеребца. По следам копыт жеребца медленно шли люди со своим скотом, табунами лошадей долго. Следы жеребца вели на северо-восток. Он не останавливался. Однажды перед ними открылся большой, просторный, очень красивый алас, посередине которого возвышался холм (булгунньах), и заветный, священный, белый жеребец шамана Кэрэкээн лежал в густой как ковер траве, словно призывая людей остановиться и отдохнуть. 

   Кэрэкээн облюбовал эти места, решил навсегда поселиться на этих краях, где недалеко журчала прекрасная речка, берега которой были плодородными. Впервые уставшие от долгой изнурительной дороги люди вздохнули, начали обустраиваться. Провели праздник Ысыах. Кэрэкээн дал названия этим местам. А алас, в котором остановился его священный жеребец, назвал «Тохтобул»  т.е. «место остановки». Речку назвал Татта, пророчив ей великое прекрасное будущее, где будет процветать жизнь, где будут рождаться великие сыны народа саха, которые воспевать будут бессмертными творениями свой народ. Здесь будут рождаться великие олонхо. Здесь будут рождаться великие кузнецы, чьи таланты будут удивлять мир. И действительно, здесь, в этом уютном, сокровенном месте будет сохранены ум, философия, мировоззрение, традиции, обычаи всего народа саха.

   Эта моя родная Таатта, духовный центр всей земли олонхо. Отсюда вышла первая элита Якутии, первые знаменитые олонхосуты как Табаахыров, который пел 33 олонхо, каждая исполнялась сутками, а его олонхо Ньургун Боотур стремительный считается самым большим по размеру олонхо. Он исполнялся трое суток. Здесь родились первые три писателя реалиста
А. Кулаковский -Ексюкюлях Елексей, основатель якутской литературы, поэт, философ , поэт, прозаик драматург А.Софронов- Алампа, поэт, прозаик Н.Неустроев, первый основатель советской якутской литературы , великий сын якутского народа, государственный деятель, писатель, ученый, Платон Ойунский,  первые народные писатели Элляй, Суорун-Омоллоон, Амма Аччыгыйа, первая женщина писательница А,Д,Неустроева и т д. Отсюда вышла плеяда первой якутской интеллигенции, государственные деятели, художники, ученые, врачи даже первый капитан парохода. Отсюда вышли знаменитые кузнецы, мастера, чьи работы хранятся в фондах многих музеев мира. Сбылись пророческие слова белого шамана великого Кээрэкээнэ, обосновавшего шести наслегов нынешнего улуса.

   В долинах речки Татта, в укромных, плодородных аласах пасутся табуны. Якутские лошади считаются «детьми природы». Наш народ не только сохранил этих удивительных создания природы, но и почитает их, считая их дьесегей огото. Лошадь в верованиях народа саха останется навсегда священным животным, благодаря которому выжил мой предок в этом самом холодном, суровом уголке земли. Народ воспевает своих живых, земных божеств в песнях, стихах, в полотнах. Мясо наших лошадей самое вкусное в мире, целебное. Молоко дает кумыс, но оно нужно для жеребят, чтобы за короткое лето могли вырасти и нагулять жир. Это "омега три".


   А скачки лошадей, это удивительное самое азартное зрелище. Якутские лошади являются все еще почти дикими, себе добывают пищу из- под снега, даже в самые холодные дни зимы. Табунщики в конебазах, это загороженное жердями  отведенное под открытым небом место, где удобно загоняя подкармливать беременных (уулаах) кобыл, чтобы получить хороший, здоровый приплод. Одно очень  интересное рассказывают табунщики, якутская лошадь, вернее кобыла никогда не рожает при постороннем глазе. Природа сама позаботилась об этом. Даже специально будешь подкарауливать, но все равно не увидишь. Да, хоть на несколько секунд отведешь в сторону глаза она тут же моментально выталкивает своего жеребеночка. Жеребенок сразу встает на ноги, иначе ведь замерзнет. Ему нужно двигаться, сосать вкусное теплое материнское молоко, вот такие наши якутские лошади!


19/01/2016

Татарский булат

Фотография 1: Статуя Чингисхана в Монголии

Всем известно, что армия Чингисхана была одной из самых совершенных за всю историю человечества. Его войска могли побеждать в боях, где противник превышал в количестве людей в несколько раз.

Одним из свойств успеха играло оружие, которое использовали воины Чингисхана.


К тому времени были уже известны такие материалы, как бронза, железо, медь. Для изготовления оружия наиболее подходящим было железо. Но этот металл не отвечал всем необходимым качествам для создания высококачественного оружия. Тогда появилось соединение между углеродом и железом : сталь. Но даже этот материал не был совершенным для оружия.

Фотографя 2: Ножи из булата могут разрубать железные пруты

Особый материал, из которого изготавливали оружие для воиск Чингисхана, имел необыкновенные своиства и таким образом превзошёл все иные материалы. Этот материал называется «булат», что означает на татарском языке «сталь». Словом, булат является исконно татарским материалом. Все древние оружия татар были сделаны из булата, и до сегожняшних дней они дошли в целости и сохранности. Кстати, в Музее Варшавы, в Польше, выставлены экспонаты древнего татарского оружия. Обратим внимание, на то, что все сабли сделаны именно из татарского булата.

Фотография 3 : Татарский меч из булата. Здесь хорошо видны тонкие и частые узоры

Фотографя 4 : Татарские кылыч (меч) из булата

Фотография 5 : Татарский кылыч из булата

Фотография 6 : Татарский кылыч из булата 

Фотография 7 : Татарский кылыч из булата


А как определить булат?

Дело в том, что булат имеет особые структуры, называющиеся дендритными решетками, или дендритами, которые образуются при большом количестве углерода. Эти дендритные решетки дают Булату интересные свойства.

Фотография 8 : Дендритные структуры

Булат имеет удивительные узоры, которые характеризуют этот легендарный материал. Эта сталь обычно темного окраса, с оттенком серого, синего, и иногда зеленого цветов. По узорам, их размерам, по цвету самой стали можно определить настоящий ли это булат или подделка. К тому же, после определения верности булата определяется качество. Обратите внимание на узоры татарского меча на фотографии 3.

Фотография 9 : Крупные узоры на булате

Стоит отметить, что загадочная сталь очень гибкая и в то же время невероятно крепкая. Например, меч из булата можно было согнуть на 90 градусов, после чего меч легко преобретал свою исходную форму. При этом процессе, меч оставался невредимым и не ломался.

Булат содержит очень высокое количество углерода, в порядке от 2 до 3 процентов, что превышает в несколько раз основное количество углерода в очень твердых типах сталей, таких как 1095, который содержит 0,95 % углерода (что уже очень много!).  Чем больше углерода в стали, тем более хрупкая она и тем легче сталь раскалывается. В том -то и тайна булата, что при таком количестве углерода, эта сталь имеет особую гибкость и мягкость, в то же время удерживая угол совершенной остроты.



Фотографя 10 : Булатный слиток. Дендритные решетки очень хорошо видны


Воины армии Чингисхана могли не точить свое оружие даже после нескольких боев. Об этом говорит прочность булата, то есть его возможность удерживать остроту лезвия.

Ни в коем случае нельзя путать булат с дамасской сталью. Дело в том, что булат - это литая однородная сталь, а дамасская является слипанием слоев двух или больше видов сталей разной мягкости. Качества очень отличаются и не совпадают между булатом и дамасской сталью.

В наши дни, многие пытаются воспроизвести науку изготовления булата, но секрет остается закрытым и только самые низкие качества этого легендарного материала изготавливаются сегодня.

Автор статьй : Идель Фаткулин-Еналеев