Татарская пословица

"Если золото упадет в грязь, оно не станет из-за этого медью ", татарская пословица

17/02/2015

Методика проведения раскопок скифских курганов

Altyn Tukyma. Золотая канва


Методика проведения раскопок скифских курганов

Подавляющее большинство скифских курганов расположены в степной зоне( рис. 1).


Скифские курганы представляют собой земляную насыпь, возведённую над захоронением. Наиболее крупные царские курганы достигают двадцати метров в высоту и диаметром свыше ста метров. При возведении курганов насыпь не насыпалась из земли, а создавалась более рациональным способом. В степи окружающей курган резались квадратные куски дёрна и из этих кусков дерна, и выкладывался курган. Возможно, этим и обусловлено, что скифские курганы имеют более крутые склоны, чем курганы эпохи бронзы. Как, считают некоторые специалисты, в степной зоне толщина дёрна могла достигать полуметра. По всей купольной поверхности насыпи курган обкладывался камнем. Эта обкладка камнем обозначается термином «крепида» (рис.2).



По окружности крепида имеет вертикальную стенку высотой до двух метров (рис.3).



Камень для крепиды доставлялся нередко за десятки километров от кургана. Курган всегда окружался рвом. У крупных царских курганов ров достигает четырёх метров в ширину и до трёх с половиной метров в глубину. Ров, окружающий курган имеет два прохода в западной и восточной частях рва (рис.4).



Как, показывают исследования, в районе проходов через ров обнаружены следы тризны. Тризна – это поминальная трапеза. На месте тризны находим большое количество амфор, как правило, разбитых, и кости животных. Скифы не знали виноделия и при поминальной трапезе пили привозное греческое вино. Перед созданием насыпи кургана устраивалось захоронение. Захоронение обычно располагалось в центре кургана. Сначала выкапывалась входная яма глубиной обычно в 5 -6 метров иногда глубина входной ямы достигала 15 метров. В сечении входная яма представляет собой прямоугольник размером, как правило, 3 на 4 метра. В нижней части входной ямы прокапывался дромос длиной 2 – 3 метра. Дромос – это проход к погребальной камере. Погребальная камера имеет различные размеры. Наиболее часто встречаются погребальные камеры размером 4 на 4 метра. В погребальной камере размещали умершего, различные предметы, которые по верованиям скифов, были необходимы усопшему в загробном мире. Обычно это золотые украшения, оружие, посуда, чаши. Нередко, с умершим хоронили виночерпия, конюха, наложницу. Недалеко от могилы царя часто устраивали захоронение коней в богатой упряжи. Проход из входной ямы в дромос как правило заваливался крупными камнями. Считается, что это делалось, для того чтобы умерший не мог выйти на этот свет отомстить живущим.
Курганная насыпь разрушается не равномерно(рис.5).



Через две - три тысячи лет южный склон становится более пологим, курган теряет круглую форму и приобретает форму овала в плане. Крепида в результате эрозии поверхности кургана сползает к основанию кургана и в остаток рова. Ров замывается дождями и практически исчезает в ближайшие месяцы по окончанию насыпки кургана. При археологических раскопках курган разрезается параллельными траншеями по большей оси кургана (рис.6).



Это как правило северо – южное направление. Ширина прорезающих траншей в среднем 3 метра. Между траншеями остаются участки нетронутого кургана, которые обозначаются термином «бровки». Ширина бровок обычно равна ширине траншей. На вертикальных стенках бровок хорошо видны слои насыпки кургана. По этим слоям земли определяется периоды создания кургана. Встречаются случаи, когда более крупный и поздний курган накрывает своей насыпей более ранние и менее крупные курганы. Скифские курганы часто перекрывают своей насыпью небольшие курганы эпохи бронзы. В процессе снятия насыпи исследуются перекрытые небольшие курганы. Также в процессии снятия насыпи кургана определяется и исследуются дополнительные погребения. Которые обозначаются термином «впускные погребения». Впускные погребения обычно более поздние. (Значительно проще провести захоронение в уже существующий курган). При снятии насыпи обычно находят грабительские ходы. Определяют направление и размеры найденных грабительских ходов. Практически все курганы были ограблены ещё в древнее время. Часто бывает ограблено только центральное погребение, а дополнительные так называемые впускные погребения часто остаются нетронутыми. Возможно, это связано с верованиями скифов, которые считали, что раз умерший вещи не забрал, значит, они ему ненужные и их можно забрать себе. А возможно просто существовали профессиональные грабители курганов. После исследования бровок и фотографирования стратиграфии слоёв земли бровки также сносятся. На месте кургана земля снимается до материковых глин. После этого приступают к раскопкам непосредственно захоронения. По цветовым пятнам земли определяют место размещения входной ямы. Также по внешним признакам можно определить обвалилась или не погребальная камера. Если видно, что свод погребальной камеры не обвалился прокапывается входная яма, а уже из неё горизонтально вычищается дромос – проход к погребальной камере и далее так называемым подбоем вычищается и сама погребальная камера. Но такое встречается не часто. Обычно приходится как говорят археологи «брать погребение с верху». Это значит в ручную выкапывать всю площадь входной ямы плюс площадь дромоса плюс площадь погребальной камеры. И так сантиметр за сантиметром опускаться в глубину. Во входной яме обычно встречают 2 – 3 ступеньки выстеленные травой назначение которых не совсем понятно. В дромосе уже возможны находки отдельных вещей из погребального инвентаря. В погребальной камере всегда возможны находки. Даже в ограбленных камерах всегда находят отдельные предметы. Поэтому весь грунт вынимаемый из погребальной камеры и дромоса обязательно просеивается через сита. Просеивание грунта более надёжный способ поиска чем метало детектор. Очень важно не пропустить даже самый мельчайший предмет. После окончания работ по раскопкам центрального захоронения приступают к раскопкам боковых захоронений которые проводят по такой же схеме. В конце хочу добавить, что раскопки скифских курганов очень трудоёмкий процесс. Например при раскапывании центрального захоронения кургана IV века до н. э. под названием «луговая могила» в 2009 году археологической экспедицией из 12 человек в течении двух месяцев было в ручную вынуто более 700 кубометров земли.

Искусствовед-эксперт, реставратор II категории А.П.Берёзкин
http://www.platar.org/ru/metodika-provedeniya-raskopok-skifskikh-kurganov


mystic-chel.ru


borisaero.35photo.ru


panoramio.com



Главные захоронения скифов и родственных им племён на территории южноевропейских степей:

Кубанская группа

Станица Елизаветинская (V—IV вв. до н. э.)
Карагоденашх (первая половина III в. до н. э.)
Станица Келермесская (VII—VI вв. до н. э.)
Станица Костромская (VII—VI вв. до н. э.)
Курджипские курганы (IV—III вв. до н. э.)
Станица Марьевская (IV в. до н. э.)
Курганы Семи Братьев (начало V в. до н. э.)
Ульские курганы (VI в. до н. э.)
Станица Урупская (IV в. до н. э.)

Таманская группа

Курганы Большие Близнецы (IV в. до н. э.)
Курганы у озера Зукур (V в. до н. э.)
Фанагорские курганы (конец IV в. до н. э.)
Таманские курганы (последняя четверть IV в. до н. э.)
Васюринские курганы (начало III в. до н. э.)

Крымская группа

Ак-Метчет (VI—V вв. до н. э.)
Алтын-Оба (начало V — конец IV в. до н. э.)
Дёрт-Оба (III в. до н. э.)
Эль-Теген (Нимфей) (вторая половина IV в. до н. э.)
Кара-Кият (Симферополь) (III в. до н. э.)
Крымское поместье (V—IV вв. до н. э.)
Куль-Оба (начало V — конец IV в. до н. э.)
Патиниотти (конец IV в. до н. э.)
Гора Темир под Керчью (VII в. до н. э.)
Царский курган (начало V — конец IV в. до н. э.)
Сальгир (III в. до н. э.)

Приднепровская группа (в основном к северу от Перекопа и вдоль левого берега реки)

Алановские Близнецы (середина IV в. до н. э.) Александрополь (середина IV в. до н. э.)
Бабий курган (IV—III вв. до н. э.)
Башмацкий курган (III в. до н. э.)
Чертомлык (IV в. до н. э.)
Чмырев курган (V—IV вв. до н. э.)
Деев курган (IV в. до н. э.)
Дергос (середина IV в. до н. э.)
Каменная Могила (III в. до н. э.)
Лемешовский курган (середина IV в. до н. э.)
Малая Лепатича (середина IV в. до н. э.)
Мельгуновский курган (VII—VI вв. до н. э.)
Мордвиновские курганы (середина IV в. до н. э.)
Никопольские курганы (середина IV в. до н. э.)
Огюзские курганы (последняя половина II в. до н. э.)
Острая Могила (VI—V вв. до н. э.)
Раскопанские курганы (IV—III вв. до н. э.)
Рыжановка (IV в. до н. э.)
Серегозские курганы (V—IV вв. до н. э.)
Шульговка под Мелитополем (середина IV в. до н. э.)
Солоха (не ранее середины IV в. до н. э.)
Толстые Могилы (середина IV в. до н. э.)
Цимбалка (IV в. до н. э.)
Верхний Рогачик (середина IV в. до н. э.)
Знаменка (IV в. до н. э.)

Донская группа

Станица Елизаветинская (V—III вв. до н. э.)

Курганы Пяти Братьев

Новочеркасское сокровище (I в. до н. э. — I в. н. э.)
Воронежские курганы (конец IV в. — III в. до н. э.)

http://kraevedenie.net/2009/03/09/kurgan-skyth/

16/02/2015

КОЛУМБИЙСКИЙ ЗОЛОТОЙ САМОЛЕТИК

Altyn Tukyma. Золотая канва


КОЛУМБИЙСКИЙ ЗОЛОТОЙ САМОЛЕТИК

Земля фараонов не раз удивляла нас необъяснимыми артефактами, которые и сегодня заставляют биться множество людей над разгадкою их обозначения и предназначения, но загадочные артефакты находят не только в Египте и прямое этому доказательство «Колумбийский золотой самолетик», или как его еще называют – «золотая птичка инков».
«Золотая птичка» представляет собой небольшой предмет размером в четыре сантиметра найденный в Колумбии в XIX веке и датируемый серединой первого тысячелетия нашей эры. Скорее всего, что этот предмет использовался в качестве амулета или подвески. Сегодня в мире существует несколько десятков таких предметов, которые находили не только в Колумбии, но и не территории Венесуэлы, Коста-Рики и Перу. С виду они немного отличаются друг от друга, но принципиальная конструкция самолета с горизонтальным и вертикальным оперением киля объединяют все эти артефакты.


Долгое время, множество людей рассматривали золотые фигурки, выставленные в Музее золота при Государственном банке Колумбии, а также во время различных выставок «Сокровища Колумбии» проводимых в разных уголках нашей планеты, но никто и не предполагал, что они могут быть моделями летающих аппаратов. И это не удивительно, ведь все эти артефакты значились в каталоге как «зооморфные», так как имели вид живых существ с глазами, зубами, высеченными по телу чешуйками и другими атрибутами живых созданий, поэтому, у всех они ассоциировались с диковинными животными, которые могли вымереть еще несколько сотен лет назад, но никак не с самолетами.


Первым, кто заметил удивительно сходство золотой птички инков с летательным аппаратом, был американский ювелир Эмануэль Стауб. Чтобы исключить вариант того, что фигурка является копией какого-то животного, Стауб отправил точную копию «Колумбийского золотого самолетика» своему другу, известному зоологу Айвену Сандерсону. После детального осмотра артефакта Сандерсон понял, что не знает ни одного живого существа похожего на присланную ему фигурку и для того, чтобы проверить теорию о летательном аппарате он передал ее на анализ нескольким авиационным экспертам, которые подтвердили, что фигурка вполне может быть моделью самолета.


Массовый интерес к загадочным артефактам возник в конце 1969 года, после публикации Сандерса о древнем самолете в журнале «Argosy». Статья произвела настоящую сенсацию и вызвала множество споров вокруг загадочных фигурок из золота. Но в 1996 году, немецкие авиамоделисты из небольшого городка Лер, Алгунд Энбом и Петер Белтинг, на практике доказали, что гипотеза о моделях летательных аппаратов в образе фигурок загадочных животных имеет право на жизнь. Эти двое авиамоделистов создали практически точные, сохраняющие все пропорции и формы, увеличенные в 16 раз копии «Колумбийского золотого самолетика» и еще одной золотой фигурки, которая, по их мнению, наиболее походила на самолет. Для запуска в воздух, модели были оснащены моторами и системами радиоуправления.


За первым испытанием самолетиков наблюдало огромное количество людей, среди которых были ученные из различных областей науки и множество скептиков, которые не верили в то, что копии фигурок смогут летать. Но каково было их удивление, когда две модели не только смогли подняться в воздух, но и прекрасно выполняли фигуры высшего пилотажа (бочку, мертвую петлю), а также отлично планировали даже с выключенными двигателями.
После этого эксперимента, многие авиамоделисты принялись создавать авиамодели тех или иных золотых фигурок и в апреле 1996 года в Немецком обществе авиации и космонавтики, состоялись массовые показательные выступления собранных летательных аппаратов. У присутствующих на выступлении ученых, авиаконструкторов, пилотов и инженеров, после увиденных полетов, не было никаких сомнений в том, что «золотые самолетики инков» представляют собой копии летающих аппаратов.
Конечно же, никто сегодня не в силах ответить на вопрос, откуда именно древние инки брали образы для своих необычных изделий, но одно можно сказать точно, что не только инки делали фигурки похожие на летающие аппараты, таких артефактов имеется огромное множество и все они были найдены в разных уголках нашей планеты. Взять к примеру, найденную в Египте «Саккарскую птичку», которая тоже удивительно похожа на модель самолета. Как бы там не было, эти артефакты наталкивают на мысль о совсем другой истории наших предков, истории, в которую нам пока так сложно поверить.

AndreySklyarov.com

15/02/2015

Герман Парцингер, Президент Германского археологического института, профессор: Находки археологов кургана Аржан 2. Скифы - мнение профессионала.

Altyn Tukyma. Золотая канва


Герман Парцингер, Президент Германского археологического института, профессор: Находки археологов кургана Аржан 2. Скифы - мнение профессионала.


О предметах повседневной жизни из раннескифского времени в Южной Сибири накоплено уже много информации. Мы знали, что там есть такие же большие курганы, как и намного западнее. Некоторые раскопаны — их раскапывают в Южной Сибири уже более трёхсот лет, начали во времена Петра Великого. Но в отличие от скифского центра, находящегося в сегодняшней Украине и Южной России, где в XIX и XX веках были открыты богатые, полные золота могильники, в Южной Сибири такой могильник — Аржан-2 — обнаружен впервые практически неповреждённым. Предметы прикладного искусства, выполненные из золота в технике звериного стиля (их тысячи!), найденные нами в этой могиле, не просто высочайшего качества, но на таком уровне ювелирного искусства, который в VII веке до н.э. невозможно было себе и представить. А это многое говорит о культурном развитии на всём евразийском пространстве.
Кстати, мы и не думали найти там золото, тем более что в целом курган имел-таки следы разграбления. Мы раскапывали его потому, что видели в нём ритуал, воплощённый в архитектуре. Ведь такого рода каменные курганы представляют собой, по сути, деревянные архитектурные строения, которые создавались по определённому плану, чрезвычайно тщательно. Нам хотелось это подробнее изучить, увидеть в точности, как всё возводилось. И, раскапывая неповреждённую часть кургана, мы случайно обнаружили нетронутую «царскую» могилу. Оказалось, что основное захоронение в Аржане-2 располагалось не в середине кургана, как это обычно бывает, а на его периферии. Но главное, мы ещё раз убедились, сколь последовательны были древние кочевники, строя курган.


Так что данное сооружение дало исследователям богатейшую информацию. В том числе о причине смерти «царя»: были проведены палеопатологические исследования костей, и мы получили старейшую справку о раке предстательной железы. В сопутствующих захоронениях обнаружены кости людей со следами залеченных переломов. То есть человеку, упавшему с лошади или сломавшему конечность каким-то другим образом, накладывали шину — налицо доказательства древнего медицинского обслуживания. На основе сопутствующих захоронений мы получили подтверждение и описанному Геродотом феномену следования за умершим. Геродот, как известно, пишет о том, что, когда «вождь» умирал, убивали людей его ближнего круга: жену, телохранителей, советников, слуг. Будучи собственностью «вождя», они должны были следовать за ним в могилу. И мы установили совершенно определённые следы их умерщвления.
Итак, золото, с одной стороны, а с другой — все остальные аспекты в совокупности создают общую картину. Всегда важно по возможности полно исследовать нетронутую находку. И как раз этот курган, поскольку он оказался в значительной степени нетронутым, можно было тщательно исследовать с помощью новейших научных методов. Рядом с «царской» могилой, в одном из сопутствующих захоронений найдены остатки тканей, по ним можно установить дальние связи в области техники, которые ведут в южные районы Центральной Азии вплоть до Северной Индии.


Вопросов, стоящих перед археологами, и вопросов, которые ставят сами археологи, очень много. Недавно мы начали с российскими коллегами проект, который посвящён вопросу, сколь велика была в те далёкие времена мобильность людей, насколько интенсивно шёл обмен между народами, насколько однородными были отдельные племена? Понятно, что миграция существовала. Но какой она была в действительности, только на основе археологических объектов выявить сложно. Но если провести исследования скелетов из различных регионов — а у нас их четыре: Тува, Алтай, Минусинская котловина и Семиречье — и сравнить результаты… Конечно, мы не можем генетически проанализировать сотни скелетов, только отдельные образцы, один-два десятка из каждого региона. Сравнивая их, можно увидеть, были ли эти группы полностью однородны или абсолютно различны, или же есть указания на обмен.


Долина в районе посёлка Аржан — местные жители назвали её Долиной царей — полна больших курганов. Это громадный, гигантский некрополь! Курганы практически все разграблены или несут следы ограбления, и тем не менее там конечно же ещё многое можно найти. Но где?! Нет таких геофизических, естественнонаучных методов, с помощью которых можно было бы ещё до начала раскопок установить, что в каком кургане и в каком месте находится. Это дело случая.
И для нас с господином Чугуновым это была чистая случайность, поскольку мы искали совсем другое. Мы выбрали курган, который назвали Аржан-2, как раз потому, что он, вообще-то говоря, был тоже уже довольно сильно повреждён: на одной его половине сваливали строительный мусор, но другая половина оставалась ещё целой. И мы сказали: что ж, курган частично испорчен, однако часть его в полном порядке, и тут можно будет точно документировать метод строительства подобных курганов, давайте копать здесь — так мы рассуждали.


Открытие Грязнова чрезвычайно важно для археологии, даже с учётом того, что центральная могила раскопанного им кургана была разграблена, и там оказалось не так много находок. До сегодняшнего дня это самый древний курган скифского времени! Он датируется рубежом IX—VIII века до н.э. И находки — те относительно немногие, которые там ещё содержались, — в высшей степени интересны, они, в частности, указывают на связи с Северным Китаем. А обнаружение колесообразной деревянной конструкции, которая находилась под каменной платформой (в нашем случае такого не было), оказалось поворотным пунктом и в определённом смысле революционизировало всю скифскую археологию. Теперь можно было сделать вывод: эта культура — не скифы как сообщество народов, а их культура — происходит действительно из Южной Сибири.
Знаете, Геродот и другие древние историки, кто писал о скифах, страшно преувеличивают, говоря, что те были такими дикими, жестокими… Многого Геродот сам не видел, ему рассказывали люди. Из-за того, что его повествования звучат столь авантюрно, историческая наука через какое-то время их полностью отвергла. Однако благодаря успехам археологии учёные убедились, что, несмотря на все преувеличения, Геродот удивительно точно описывал многие вещи, хотя в отношении людей у него всё утрировано. В голове его изначально сложился некий образ, которому он следовал. Но исторические описания всегда немножко идеологически окрашены.


Чтобы понять, какими были те древние люди, как они жили, для меня, например, в высшей степени было интересно увидеть, как живут сегодняшние кочевники. Когда мы работали на Алтае в 2006 году в российско-германо-монгольской группе — именно тогда мы нашли ледяную мумию, — на летних пастбищах мы познакомились с казахами-скотоводами. Мы заходили к ним в юрты. Когда видишь внутреннее убранство этих юрт, вглядываешься в орнаменты, понимаешь, что это те же самые орнаменты, что и на коврах в Пазырыке! Или правила поведения за столом (а они распространяются до Северного Кавказа), этот неуклонный порядок, кто где сидит, кто что ест — всё чётко определено! И вообще, у кочевников жизнь подчинена твёрдому регламенту.
Жизни скифов мы не знаем, мы открываем только места их захоронений. Но если вести раскопки скрупулёзно, как в Аржане, и с помощью новейших методов создавать реконструкцию всего погребального обряда, в котором как раз всё до малейших деталей было регламентировано, то и жизнь людей в первом тысячелетии до рождества Христова предстаёт перед вашими глазами…


Интервью провела Н.Домрина. Статья приведена в сокращенном виде.
Подробнее см.: http://www.nkj.ru/archive/articles/17987/ (Наука и жизнь, Прикосновение к источнику. В диалоге с археологами — любителем и профессионалом)

http://www.nkj.ru/archive/articles/17987/

Фотографии:
sakhalife.ru
slavanthro.mybb3.ru
www.kirsoft.com.ru