Татарская пословица

"Если золото упадет в грязь, оно не станет из-за этого медью ", татарская пословица

21/02/2016

Золото Киданей

...



Автор: Фаткулина Т. , Париж

     Несколько лет назад коллекция Баур Музея искусств Дальнего Востока в Швейцарии провела небольшую, но весьма дорогостоящую выставку  «Золото Степи», на которой было представлено 100 золотых предметов древнего азиатского государства Ляо  из различных частных европейских коллекций. Эти предметы представляют собой фарфоровую посуду, покрытую резными золотыми пластинами, на которых нанесены оригинальные изображения птиц, животных, орнаменты из листьев и цветов, кувшины  совершенно необычной формы  для данной территории расположения государства Ляо (Север Китая, на взгляд нашего современника, готового относить все искусство тех мест к искусству Китая), также покрытые резными золотыми пластинами, края которых напоминают подол платья девушки, расшитый тесьмой и узорами, разнообразные шкатулки и коробочки, покрытые золотыми резными пластинами по форме предмета. Среди выставленных экспонатов были золотые украшения с характерными для татар того времени сакральными знаками – повторяющимся элементом изделия – свастикой, характерные золотые сборные пояса. Золотые погребальные маски характеризуют данную культуру, сходную с культурой народа майя на полуострове Юкатан в Южной Америке, где были найдены тысячи нефритовых погребальных масок, и чей язык сейчас исследуют и находят много сходств с татарским языком.  Все эти предметы, по-видимому в ранние века принадлежавшие населению высших слоев общества Ляо, странным образом смогли сохраниться и дойти до наших дней невредимыми, если считать, что государство Ляо было разгромлено противниками, и территория его была ареной немалых исторических событий в течение долгих столетий, да и архитектурных памятников того времени осталось совсем немного – почти все здания, построения полностью разрушены, уничтожены, несмотря на утверждение и летописцев, и археологов , и по данным оставшихся памятников, что строители –кидани создавали очень мощные, устойчивые дома, мавзолеи, другие здания. Что надо отметить и о золотоордынской архитектуре – ее постигла та же участь. Если взять к сравнению Западную Европу – здесь сохранилось очень много замков 6, 7, 12, 14 веков, несмотря на то, что там было не меньше войн, если не больше.
    Описаний истории государства Ляо относительно мало. Существующие китайские источники не точны и часто противоречивы.
     Кидани произошли от большой группы населения, расселившейся с территории Алтая. Китайцы называли их Ксианбей, Сяньби, или Хунну. Они состояли из многих племен с различными названиями. В китайских летописях название «Кидань» использовалось с 7 по 10 века очень часто. Образ жизни киданей   был смешаным – они занимались как земледелием – сеяли пшеницу, просо, другие культуры, строили города и крепости, развивались ремесла и искусства, так и кочевым животноводством. При этом они в основном разводили лошадей, верблюдов, крупный и мелкий рогатый скот. При этом они не боялись преодолевать огромные расстояния в целях находить плодородные пастбища для скота. Верхняя одежда их представляла собой халат с широким левым запахом, который застегвался на правом плече металлическими пуговицами – гирьками c гравированными узорами и на поясе. Такой фасон был избран и долго сохранялся у этих народов, так как этот запах был удобен для быстрого переодевания и защищал всадника от ветра, когда он мчался на коне, не раскрываясь спереди. Халат обхватывался поясом желтого или оранжевого цвета, изготовленным из ткани. Под халат одевали рубаху и штаны. Как отмечают некоторые китайские очевидцы, когда кидани одевали красный или оранжевый, охристый халат, то рубаху одевали зеленого цвета, и наоборот, если халат был зеленого цвета, то рубаха была красного цвета. Зимой кидани одевали шубы, изготовленные из различных мехов – овчины, среднее население носило шубы из лисьего меха, а представители привелегированного класса носили шубы из соболиного меха. Головной убор у всех племен тюрко- монголов был различным и очевидно представлял из себя знак принадлежности к тому или иному роду-племени. Такой обычай долгие годы сохранялся среди татароязычных и монголоязычных народов Азии. И даже подвергался наказанию тот, кто одевал головной убор другого рода. Народный уклад прощания с усопшими и правила погребения совершенно не соответствуют тем, которые описывал Е Лун-Ли, описывая этот обряд как установку усопшего на дереве или холме, через год выбеленные на ветру и солнце кости укладывались в специальные соуды с крышкой – осуарии. Кидани хоронили усопших в каменных мавзолеях с установленными в них толстыми деревянными гробницами. Стены некоторых мавзолеев украшены узорами, различными изображениями сцен музыкантов, играющих на различных инструментах.
     Говорили кидани на татарском языке. Если учесть, что язык сам по себе является не только инструментом общения, но и неким великим хранилищем и вместилищем исторических событий, родства народов, кладовая коллективного разума, то прислушавшись внимательно к татарскому и монгольскому языкам, можно определить их большое родство. И это несмотря на то, что «великие» специалисты относят их к разным языкам. Современный татарский язык, к сожалению, теперь больше походит на арабский язык в связи с усиленными действиями религиозных деятелей и политиков, которые очень стараются стереть сходство монгольского и татарского языков и заменяют исконно татарские слова арабскими. В те времена татарский язык представлял собой язык с долей нынешнего монгольского языка ( которая и сейчас сохраняется в татарском языке), языка современных киргизов и нынешних казахов. Согласно племенным различиям с тех времен языки имели свои особенности, которые сильно усугубились с годами в бурях исторических событий. Часто это диктовалось не только межплеменной враждой, но и расстояниями, котрые их зачастую разделяли. В современных публикациях отсутствует утверждение о киданьском языке как татарском, однако в ранних книгах, брошюрах можно было без труда найти утверждение , например, того, что Елю Чу Цай, киданин, советник Чингис хана, был татарином. Это подверждается также тем, что каракитаи – потомки киданей говорили и говорят ныне их потомки на тюркско-татарском языке. Мне доводилось общаться с потомками каракитаев , проживающих в Каттакурганской и Самаркандской областях Узбекистана, а также с их потомками, проживающими и сейчас на территориях побережья устья Аму –дарьи и до Таласа. Их язык сейчас называется узбекским,  но от общеузбекского языка этот язык отличается большей мягкостью, характерной для татарского языка, а также наличием многих терминов, характерных только для татарского языка. В наше время у киргизов и казахов, народов , неоспоримо тюркоязычных, существуют рода, называемые «каракитай». Кроме того, следует отметить, что этноним «каракитай» не означает «черный киданин». В некоторых тюркских языках (в современном татарском утеряно, упрощено) и сейчас термин «кара» означает «сильный», «крепкий», «красивый». Этот термин является татарским, так как по-монгольски это звучит как «хар», что подтверждает то, что язык киданей был более татарским. Ремесленные предметы и предметы искусства несут на себе весьма характерный почерк искусства татарских народов, но не Китая. О большей части тюрков-татар в киданьской среде говорит и наличие традиции соколиной и беркутовой охоты у правителей, характерной тюрко-татарам.
    Примерно в начале 10 века, во время ослабления династии Танг, кидани отделяются от Китая. В это время на исторической арене появляется неординарная личность, киданьский полководец по имени хан Елю Амбагай, или Елю Абаоджи, что в переводе с манчжурского языка означает «отец». Он был весьма одаренным и просвещенным человеком с внушительной внешностью и был признан исключительным предводителем. Он происходил из самого мощного из восьми киданьских племен. Род его носил название Елю. Как отмечает китайский летописец Е Лун Ли, кидани не носили фамилий. Вторым именем их было название местности, которой они владели (как, например, все французское дворянство имело второе имя по названию их владений, а французские короли носили фамилию де Франс). Елю  владели обширнейшей территорией бассейна реки Елю, на которой испокон веков проживали в основном, тюркоязычные народы и меньшей численности монголоязычный народ, который перешел на монгольский язык не более трехсот лет назад. Ранее они были также татароязычными.  Отметим, что «Елю» - это искаженное название крупнейшей реки Сибири – Елю Эне Хатун, как называли ее татары – Улу Ани Хатун, да и сейчас называют якуты и другие народы Сибири – Елю Эне Хатун – Великая госпожа Мать.   К роду Елю относятся пять императоров, ученые, писатели, крупные государственные деятели. Одной из известнейших личностей этого рода в семнадцатом поколении является Елю Чу Цай, советник Чингис хана и  позднее, советник императора Угэдэя.
В китайских текстах династии Танг о киданях упоминается с 618-906 гг. Регион восточных склонов Хингана, Внутренней Монголии (ныне) был аннексирован китайской династией Танг в 7 веке. В то время кидани имели дипломатические отношения также с уйгурами.
   Во время ослабления династии Танг кидани отделяются от Китая. В это время происходит возвышение исторического персонажа по имени Елю Амбагай, или Елю Абаоджи. В 901 г. Он становится главным полководцем и предводителем киданей. После чего хан Елю Амбагай собирает войско и захватывает несколько городов, бывших в китайском владении, что усиливает и обогащает киданей. Этот результат выявил его оличные военные качества. Поэтому в 903 г. на собрании глав племен хан, или инал Елю Амбагай был избран каганом. Это было записано в китайских анналах, чтобы обозначить начало династического правления киданей, хотя название страны Ляо было присвоено только через несколько десятилетий, вторым императором Тайцзонгом (927-947 гг.)
Историческим рождением государства Ляо признана дата 907 г. Хан Елю Амбагай становится императором нового государства. Теперь он должен был управлять всеми оседлыми и кочевыми киданями, а также всеми народами, проживающими в Ляо. Была разработана комплексная экономика. Сила и мощь киданей росла. Были построены города, крепости. Архитектура киданей отличалась фундаментальностью, монументальностью, устойчивостью.

Фотография 1: Мавзолей эпохи Ляо




Фотография 2: Гробница эпохи Ляо



Фотография 3: Гробница эпохи Ляо




Фотография 4: Настенная роспись, Ляо


 Стремительно развивались ремесла, высокие искусства. Стало совершенно очевидным, что «китаизация» киданей – очень спорный вопрос.
Совсем недавно большая часть ученых-историков отвергала наличие письменности, культурного наследия номадов. К ним относились и европейские ученые. Однако сейчас они, хотя и тихим шепотом, вполоборота, начинают признавать – «невозможно найти, кто у кого перенимал – китайцы у киданей, или кидани у китайцев».
    Когда власть хана Амбагая вошла в силу. Государственное формирование стало беспрецендентным в истории. В Ляо было построено и функционировало пять столиц. Позже хан Амбагай приказал построить в долине реки Ширамурен укрепленный город Лонгхуа. Через 30 лет были построены города такого же типа. Они назывались «ханьшенг», т.е. предназначенными для проживания ханьцев, а также китайских военнопленных.Возможно было поселение и вольных людей. Эти города вскоре превратились в коммерческие и производственные центры, которые устанавливали новые основы экономики. Они должны были также дополнять традиционную сельскую экономику киданей, которая не была адаптированной к имперской жизни страны. В Ляо существовали также академии, в которых обучались будущие чиновники в течение трех лет, по окончании которых молодые выпускники держали экзамен. Для аристократической верхушки в правительстве сохранялись вакансии.
    В 918 году хан Амбагай построил первую столицу империи Ляо Шанжинг (высшая столица).В настоящее время город называется Линдонг , или Балинзуоки (Внутренняя Монголия). Город был построен из двух различных частей и был окружен стенами. В одной части жили кидани, в другой – китайцы, уйгуры, бохайи. Таким образом, разделение населения между киданями и китайцами было формально учреждено. Этническая двойственность была воспроизведена в системе администрации империи хана Амбагая: традиционная административная структура аппарата управления киданей и новая часть аппарата управления – китайская. Все функционировало без замены административного аппарата. Две иерархии функционировали бок о бок.
    Первая иерархия была руководима государственной канцелярией, называемой шуми (т.е. с севера), призванная производить дела военные и внутрикиданьские, а также сбора податей с  народа киданей. Вторая иерархия управляла гражданским населением, ее производство велось южной канцелярией.Эта часть управления вела работу по налогообложению коммерческого и сельскохозяйственного населения некиданей. Эти различия были усилены во время правления следующих императоров Ляо. И Елю Яогу (927 – 947 гг.) учредил обязательное ношение киданьской одежды официальными лицами северной канцелярии и китайской традиционной одежды – для работающих в южной канцелярии. Следующий правитель Ляо, Шижонг (947 – 951 гг.) формально разделил империю на два региона – северный и южный, Бэймиян и Нанмиян. Это были настоящие разделения не только этнические, но и географические. Регионы, где проживали кидани, их предки, а также население, ранее проживавшее на этих территориях в мире с киданями, и территория провинциальная, с китайским населением и бохай.В связи с тем, что китайские летописцы вели свои записи в весьма тенденциозном прокитайском направлении, император Абаоджи приказал разработать свою отдельную киданьскую письменность, новую, которая была названа Большой киданьской письменностью в 920 г.
    В 925 г. младшим братом императора, Деле, Цзи-ван, была разработана Малая киданьская письменность, более упрощенная, с добавлением некотрых фонетических элементов. Используя эти изменения, Северная канцелярия, использовавшая киданьский язык, должна была использовать новую киданьскую письменность, а Южная канцелярия – китайский административный язык. Все факты заимствования из китайского делопроизводства приводили к резкой реакции со стороны киданьской аристократии.
    Во время своего правления Абаоджи заменил выборы кагана на курултае династической преемственностью власти, которая основывалась на первородстве, исключая пришельцев и сохраняя наследную линию престола. В 916 году Абаоджи принял звание императора Хуанди, что означает «Небесный». Наследником престола он провозгласил своего старшего сына Елю Бея.
    Расцвет империи Ляо подходит к 926 – 960 гг. С 916 года император Абаоджи увеличил количество военных походов против своих соседей, Китая. Отогнал монгольские племена, основанные на побережье Орхона, в Монголию, оттеснил уйгуров до прохода Ганьсу, присоединил государство Бохай и включил его в состав империи киданей.Немного времени спустя, после своего последнего похода, Елю Амбагай скончался от болезни жара в возрасте 54 лет. Его неожиданная смерть создала проблему с разделением наследства. Спустя несколько месяцев напряженной борьбы, старший сын Елю Амбагая передал свое право на трон в пользу своего младшего брата, который станет императором Тайцзонгом с 927 по 947 г. 
    В свое время император Амбагай не мог сломить полностью защиту Китая, несмотря на политический хаос, который претерпевала эта страна, после падения Танг, разделенная на пять соперничающих между собой династий. На пути к Китаю горная гряда Шанси и Хибей служили большим препятствием к военным дейстиям киданей. Однако император Амбагай не отказывался от своей идеи, решая дипломатическим путем дестабилизировать обстановку в Китае, противопоставляя династии друг другу, а также одновременно проводя ряд военных атак. Император Тайцзонг сохранил тактику и политику своего отца и оказался более настойчивым в своих действиях. Он воспользовался политической дестабилизацией в северном Китае, взошел на Шанси и захватил регион «16 префектур», заменив одновременно местное правительство на марионеточное. Эта победа повернула историю Ляо к полному расцвету, т.к. эта стратегическая зона была целью всех вожделений киданей, открывая дверь в северный Китай. В префектуре Южу был построен новый город, ставший столицей юга Нанджинга. В нынешнее время на территории этого города находится Пекин. Затем император Тайцзонг повернул свои войска на столицу Джинга и почти без сопротивления захватил ее. Таким образом, кидани дошли до берегов Желтого моря, захватив 1000 гражданских пленных, ремесленников, дворцовых женщин, различных функционеров, став властелинами крупнейших территорий вплоть до Желтой реки. Это произошло в 947 г. Император Тайцзонг повернул свою армию на север и скончался в одном из преходов. Впоследствии в правлении Ляо столкнулись два правителя – Шизонг (947 – 951 гг.) и Музонг (951 – 959 гг.) в придворных интригах. В то время последняя китайская династия 951 – 960 гг. проводила наступательную политику против Ляо, всесторонне укрепляя свои позиции до самого юга.Однако наибольшая угроза пришла от одного из вассальных народов Ляо – чжурчженей, у которых земли простирались от востока Манчжурии до нынешнего Владивостока. Они подняли целый фронт восставших, который проходил на севере страны, в глубине Манчжурии. Большая китайская армия вместе с воинами чжурчженей выступила против войск киданей во главе с полководцем Елю Даши, который смог противопоставить врагу только две тысячи солдат и всадников. Однако этого оказалось достаточно, и китайцы были разбиты наголову.
    Елю Даши – Знаменитый киданьский полководец, дипломат, император и гурхан государства Западное Ляо, принадлежит аристократическому роду Елю, является потомком Елю Амбагая. Его жизнь полна активнейших действий от превосходного воина, всадника, лучника, до образованного, умудреного большим опытом дипломата, полководца, организатора нового государства на совершенно новом месте, правителя государства, гурхана, т.е. всенародного хана Северное Ляо. Большая часть населения, поднявшаяся от непрестанных войн, которые учиняли китайцы и чжурчжени, вышла в путь на запад вслед за Елю Даши, образовала государство Кара-китаев. Их потомки и в наши дни проживают на обширной территории от брегов Аму- дарьи до Таласа, также в Самаркандской и Каттакурганской областях Узбекистана. Многие части населения оставили за собой название родов «кара китай».
Список использованной литературы:
Bunker E . C. Gold in the ancient Chinese World : a cultural puzzle., 1993.
Desroches J.-P., L`Asie des steppes d'Alexandre le Grand à Gengis Khan., 2001 .
Deydier C., Imperial gold from Ancient China, 1991.
Crick M., L'Or des Steppes.,2007.