Татарская пословица

"Если золото упадет в грязь, оно не станет из-за этого медью ", татарская пословица

25/12/2014

Экспозиция народов Майя


В Париже в Музее на набережной Бранли организована выставка «Майя: откровение бесконечного времени» - археологических экспонатов из Гватемалы, Гондураса и Мексики – территорий проживания древнейшей цивилизации Земли – майя. Согласно приблизительным датировкам, экспонаты относятся к периоду времени 1-го тысячелетия до нашей эры и до наших дней. Куратор выставки -Мерседес де ла Гарза, писательница, историк, и академик, заслуженный исследователь от центра изучения майя в UNAM (UniversidadNacionalAutónomadeMéxico) и постоянный член ученого совета в INAH (InstitutoNacionaldeAntropologíaeHistoriaMexico).



Нам известно о народах майя, что их цивилизация имела подъем, развитие, расцвет в период времени около 30000 лет. Согласно исследованиям ученых, народы майя прибыли на нынешнюю территорию, перекочевывая из Евразии, из Алтая. Майя разделяется на 28 групп, каждая их которых имеет определенные языковые отличия друг от друга.История этих народов сложна и многогранна.С приходом европейцев на американские материки, в частности, юг Северной Америки, север Южной Америки этнос майя столкнулся с грубейшим подавлением их жизни, уничтожением массы населения, всех атрибутов их жизни – архитектуры, скульптуры, атрибутов верований,письменности, предметов быта. Этот колоссальный вандализм стер с лица Земли, уничтожил, зверски разграбил удивительнейшую, значительно более развитую, чем в те дни европейскую, цивилизацию.
Теперь мы не имеем полного представления о жизни народов майя. И лишь некоторые оставшиеся полуразрушенные города, детали архитектуры, скульптуры и прочие исторические памятники эпохи майя заставляют нас непрестанно восторгаться и удивляться  достижениям этих народов.
На выставке представлено около 400 экспонатов из камней различных пород, в том числе из нефрита, кораллов, золота, керамических изделий, ткани.Майя доколумбового периода были творцами восхитительной цивилизации, оставившей потомкам десятки городов с замечательной архитектурой, скульптурой, выполненных высокими техническими методами:,фресками, различными конструкциями, керамическими вазами, посудой, предназначенной для исполнения ритуалов верований, обычной жизни, существования.
Любопытно, что среди экспонатов, представленных на выставке,есть каменные детали архитектуры и скульптур, выполненных не вручную, а по всей вероятности, электрическими инструментами, которые позволяют резать прочный камень с высокой заданной точностью. Мне, как скульптору с немалым стажем работы, было совершенно очевидно, что резьба выполнена не вручную.Кроме того, есть деталь архитектуры, которую  ученые осторожно назвали «пеликаном», однако он похож скорее на голову динозавра (при совершенно точном исполнении объектов ошибка передачи внешнего вида исключается).На выставке имеются также керамические оссуарии, ритуальные сосуды для хранения костей усопших,очень сходные с теми, которые попадаются при археологических раскопках в Центральной Азии, что определенным образом доказывает происхождение майя из Центральной Азии.
Представленная керамика отличается утонченностью вкуса гончара майя, красотой росписи, прочностью.
Здесь также вы увидите нефритовые погребальные маски, бижутерию того времени, выполненную из кораллов, нефрита.


Скульптура майя особенно великолепна своей изощренностью и тонкостью исполнения. Скульпторы майя свободно и точно передают все детали изысканной одежды, облик мужчин, женщин-аристократок.
Выставка позволяет оценить величие наследия майя для человечества. Мощь градостроительства, связь с окружающей средой, ритуалы майя, образ жизни представлены в творческом аспекте с большим эстетическим успехом.
Исследовательская работа ученых продолжается, и в скором времени мы узнаем о грядущих открытиях человеческой истории.

Дни культуры Казахстана в центре Парижа


 
 
Три большие юрты. Степные качели, песни, игра на старинных исконно тюркских инструментах, танцы привлекли внимание десятков тысяч посетителей. Собралась не только французская диаспора казахов, пришли парижане, французы, японцы, корейцы, немцы, англичане, испанцы и многие другие. Пришли познакомиться с устройством быта номадов, построением уникальной архитектуры юрты, ее экстерьером, интерьером.
В первой юрте была организована выставка-продажа изделий народного творчества – сувениры из чистой шерсти, шапочки с вышивкой по войлоку, кожаные шкатулки с орнаментальным тиснением, сумочки, кошельки – все пользовалось большим спросом у посетителей. Во второй юрте организаторы представили красивую одежду казахов-кочевников – бархатные халаты с золотой вышивкой, богато орнаментированные шапки – предметы золотошвейного искусства. Гостеприимная красавица-хозяйка юрты рассказывала об устройстве быта номадов, поясняя все на казахском, русском, английском, французском, немецком и даже на иврите. Мужчины с интересом разглядывали старинное оружие номадов, ну, а женщинам было интересно устройство маслобойки, кожаная посуда – торсыки, устройство для получения кумыса – с древних времен любимого напитка кочевников, обладающего многими полезными и целебными свойствами.
  В третьей юрте было представлено искусство старинного ткачества и очень оригинальной вышивки.
  Ювелиры, гончары также представили свое мастерство.
Чтобы посмотреть, как устроены юрты, выстроились большие очереди посетителей. Затем начался коцерт с песнями, танцами, игрой на различных народных казахских инструментах.
Этот насыщенный фестиваль искусства одного из древнейших народов мира продолжился в следующий выходной показом документальных фильмов о Казахстане, конференцией, показом мультфильмов для детей. Ну, а вечером парижане заполнили большой зал «Театр де ля виль», чтобы послушать концерт народных музыкантов Казахстана. Концерт был построен в духе древней народной философии тюрков-кочевников – на сцене – ничего лишнего – только ярко освещен оазис с великолепно богато одетыми музыкантами, которые, как в старые добрые времена один за другим показывают свое проникновенное мастерство. Здесь и домбра Сержанав шакратова, и кобызы различных видов Раушаны Уразбаевой,и задумчивая игра на домбре Абдулхамита Рахимбергенова. Игра на домбре Жангали Жузбаева, и всепоглощающее звучание сыбызгы (шор, курай) Талгата Мукушева. В заключении раздался потрясающий гортанный голос Улжан Байбусиновой. Он звучал с особым напором, разрывая все препятствия недопонимания, унося вдаль, заставляя глубоко задуматься. Зрители долго не отпускали музыкантов, и, не переставая аплодировать, пели вместе с Улжан.
Көп рахмет всем организаторам и участникам фестиваля!