Татарская пословица

"Если золото упадет в грязь, оно не станет из-за этого медью ", татарская пословица

08/03/2016

Когда за окном минус 60

Автор: Фаткулина Т.

 

Якутия... Страна самых крепких морозов на Земле, страна могучих рек, озер, дремучих лесов, вечной мерзлоты. Страна парадоксов – река Ойуми, приток Индигирки в районе Оймякона не замерзает – и это тогда, когда самые великие реки промерзают до дна. И народ живет в этих местах с давних времен, тысячелетиями. Якуты стали переселяться в эти края , по данным археологов и краеведов, в 8 веке, а может, и раньше.
Изабелла Элякова, коренная жительница Якутии, ,человек, увлеченный народными искусствами, традициями, краеведением, автор ряда книг, статей о жизни якутского народа, давняя моя приятельница, в нашей незатейливой беседе, сразу же переходит к древним легендам: «В этот суровый край мои предки прибыли тремя периодами. Один, основной, шел через Алтай, и со стороны Байкала , и с среднеазиатских степей. Улуу Хоро был прародителем Баягантайцев, госпожа Сахсары или Сайсары была родом из средней Азии, степей, остановилась именно на том месте, где стоит город Якутск. Озеро так и называется Сайсары Кюелэ, т.е. Озеро Сайсары.  Омогой Баай прибыл раньше всех. Обосновался на берегу правом Лены, великой долине Эркээни, следом приплыл одинокий Эр Соготох Эллэй Боотур на огромном дереве упавшем в воду вместе с корнями. Но он по дороге ,где- то на Байкале, похоронил своего дряхлого,но очень мудрого отца. Его прибило к песчаному берегу. Люди Омогоя Баайа хотели убить его ,но увидев его испугались. Он был силен как бык. Но они поняли , что этот человек не только могуч и умен, смекалистый, у него спокойный,добродушный вид, подошли поговорили и позвали к себе. Он несколько лет был в работниках у Омогоя, Две дочери богача влюбились в него. А он выбрал себе в жену нелюбимую дочь . За что Омогой рассердился. виделил им место, дал бесхвостую корову , они с женой стали жить и добра наживать, А Улуу Хоро прибыл верхом на белом быке.
Эллэй Боотур с женой построили юрту. Поставили сэргэ, коновязь, и весной,  когда комары пошли (от них спасу нет.У нас так много) сделали дымокуры из засохшего навоза. Сбегались коровы, лошади богача Омогоя . Жена их доила, поставила кумыс. Да так много. В один день в самый разгар цветения природы созвали всех в округе , и провели праздник Ысыах. Держась за руки люди пели осуохай (круговой танец, есть запевала, остальные повторяют хором). Состязались в сноровке, быстроте,ловкости молодые парни. И в этот праздник пригласили родных тоже. Омогой сначала не хотел идти, но уж больно было там весело. И они пошли тоже на ысыах. Глядя,  как нелюбимая дочь стала прекрасной хозяйкой, расцвела, стало завидно любимой дочери. И она наложила на себя руки. И это печальная весть не смогла омрачить радость людей. С тех пор каждое лето народ саха стал встречать лето ,проводя такие праздники ысыах.
 Эти люди были действительно историческими личностями. От Элляя родились дети , пошли многие улусы , т.е. роды которые обосновали каждый по отдельности улусы. Улуу Хоро тоже историческое лицо. Он бежал от войны со своими сподвижниками, людьми, со своим скотом и т д. Сайсары, пожилая женщина, тоже бежала со своими близкими, в поисках свободы, новых земель где можно обосноваться, облюбовав одну из трех долин великой реки Елуенэ Туймааду остановились они на берегу озера. Ее именем и названа это озеро Сайсары Кёлэ (Озеро Сайсары)
Нашу кормилицу великую Лену, еще до прихода русских называли Улуу Елёнэ Хотун . Великая Елёнэ Госпожа.
«Как переносит холода народ?»,- говорю. Изабелла сначала отвечает уклончиво: « Все ходят на работу, детей отводят в детские сады, дети постарше идут в школу», но потом, подумав, добавляет: « В сельском хозяйстве бывают затруднения –  Лошади у нас не сильно большие. Лошади якутские переносят не только такие холода. Это их обычные условия. Ведь они у нас полудикие, конечно, подкармливают молодых и кобыл, которым предстоит через пару месяцев ожеребиться. Им, конечно, трудновато, ведь им не ложиться. В движении должны быть, иначе замерзнут. Они спят стоя. Дремлют. Коровы стоят в хотонах ,но хотоны не отапливаются. На водопой ходят к проруби. А вот отелившимся и скоро вот- вот, которые должны отелиться, одевают теплые повязочки на вымя, перетягивают туго, чтобы держались, иначе обморозят соски.
А люди выполняют всю работу на морозе, жизнь- то из за холодов не останавливается,
В деревнях приходится топить печку, чтобы не замерзнуть, чтобы печку топить нужно дрова колоть перетаскивать. Ходить пешком на работу. Нет автобусов. Это в городах легче,где есть благоустроенные дома.
Дети в городе младшие классы с минус 45 не учатся, минус 50 все не учатся, а в деревнях с 50 младшие, с 55 старшие не учатся. Ходят все пешком на учебу.
Вот и подумайте, легко ли жить на севере,где такие трескучие морозы.
У людей есть лошади в собственности . Но за ними смотреть очень трудно. Все равно уход нужен. Работа коневода очень трудная. Особенно зимой, и весной во время рождения жеребят. Трудная зима бывает, когда не холодно, а когда осенью оттайка,мокрый снег выпадает, и снег превращается в лед. И лошади добывать корм из- под снега затрудняются. Да еще когда весной ветра,холод, становится очень туго. Начинается падеж. У кобыл начинается один за другим выкидыши. Таким образом сама природа их заботится ,чтобы сохранился взрослое поголовье лошадей, иначе выжить и кобылам трудно. Вот тут то помощь коневода нужна. Они целыми днями не слезая с коня по холоду, морозу объезжают свои табуны. Ведь они не стоят в одном месте. Территория большая. Их перегоняют в загоны. Подкармливают овсом, сеном. Особенно трудно,туго беременным кобылам и молодым двухлеткам.
Оленей на севере держат, где ягель растет. Бескрайняя тундра кормит их. Олени очень маленькие. Но нет лучшего средства передвижения по тундре, где нет дорог. Олени очень выносливые. Их тоже подкармливают, чтобы совсем не разбрелись. Волки их главный враг. Падеж из- за трудной зимы у них тоже случается очень часто.
Когда- то до советской власти оленей ,очень много разводили отдельные богачи северяне. Естественно они сами не ухаживали за ними, а работники, их называют табаыыт.
И сейчас табаыыты есть,которые смотрят за частными и общими государственными оленями. В собственности у немногих остались олени, ведь все отбирали, объединены в общее стадо. Зарплата оленевода очень маленькая. Где то 15000 рублей. Это ниже прожиточного минимума, т,е. Они очень бедно живут.
    Природа Якутии весьма богата. Здесь и лес, крупные реки, леса, много полезных ископаемых – здесь найдено золото, крупнейшее в мире месторождение алмазов самых высоких чистых проб, нефть, газ, уголь, никель. Построена и развивается горнодобывающая и перерабатывающая промышленность, которые требуют трудовые ресурсы. Люди уходят из села, учатся, получают новые профессии и работают по нетрадиционным направлениям.
    Однако народ старается не забывать свои древние ремесла. Здесь и резьба по кости, дереву, изготовление вышитой национальной одежды, обуви, знаменитых якутских ножей.
    -Ты любишь вышивать бисером – наверное, самое любимое занятие якутских женщин длинными морозными вечерами – подготовить для себя и всей семьи красивые вышитые костюмы на летние праздники?
 Изабелла сразу же отвечает:
Вышивание бисером у народа саха ,наверно одна из самых удивительных видов художественно- прикладного творчества. Но, на мой взгляд, мы еще не достигли того уровня,которого достигли наши предки. Много мастериц, которые шьют,вышивают бисером. Посмотришь, так и ахнешь. Но мастерство наших прабабушек удивляет своим исключительно аккуратным, качественным выполнением. Этому способствовало качество бисера. Они выполняли работу мельчайшим бисером ,работа получается словно ее нарисовали тонким цветным карандашом. Наши предки бисер привозили из Китая,Японии, Сейчас нельзя достать бисер такого качества. Вышивать у нас умеет  чуть ли не каждая женщина, девушка. Меня научила, конечно, же моя мама, которая является народной мастерицей.
Вышить или плести из бисера я люблю. Это успокаивает нервы»







    Это у меня на руках то, что Вы видите, обыкновенная комаромахалка из конского волоса. Дэйбиир называется. Настоящее предназначение его- отгонять комаров. Это неотъемлемая часть якутской традиционной одежды, которая не только служит комаромахалкой, но и оберегом, который очищает путь, отгоняет злых духов. Белый дэйбиир из волос взрослой кобылы или жеребца держать могут только мужчины, алгысчыты, пожилые, уважаемые люди. А также женщины, которым дан от природы некий дар,или могут носить женщины, если нет у них в семье никого старше их.
Расскажу об одной женщине. Однажды я читала как раз лекцию о традиционной одежде якутов. Тихо в углу сидевшая женщина ,подняла руку, и спросила: « Моя старая мать перед смертью попросила открыть сундук и вытащить завернутую в белый ситцевый платок конский хвост . Он был белый и очень длинный. Попросила принести ножницы. Когда я подала ей, она взяла белый хвост и конец отрезала, и протянула с такими словами: «Сделай себе дэйбиир. Я его берегла для тебя . Пусть людской злой язык пройдет мимо» . Больше ничего не сказала. Вот ее нет сколько лет , и я из ее того хвоста сделала дэйбиир, но я почему то не решаюсь взять его в руки. Так и лежит в мамином сундуке. Почему она отрезала кончики , ведь все говорят, что мой дэйбиир потерял свою силу благословения.
Я ей объяснила. « А вы знаете, что нельзя есть кончик языка? Ответила она: «Знаю, я и отрезаю кончик языка. Но почему не знаю». Я ей объяснила, почему отрезают и нельзя есть кончик языка. Все злое накапливается в кончике языка. Ведь все животные касаются кончиком языка то, до чего нельзя касаться. Вот и мы отрезаем и едим, а хвосты у взрослых лошадей длинные доходят до земли. Вы все это прекрасно знаете. Естественно они касаются всего. И все плохое прячется в волосах. Вот и одна причина, что нужно отрезать кончики. Во вторых, ударная сила воздуха всегда сильнее, от чего комары разлетаются подальше от вас.
В музеях , и в старых фотографиях я очень часто замечаю, что концы дэйбиира отрезанные. Мать ваша была права, не хотела чтобы у ее дочери останавливались злые взгляды, злой язык завистников и т д. Не бойтесь, носите дэйбиир ,если есть соответствующая традиционная одежда и старше тебя в семье никого. Ведь у вас дэйбиир сделан из хвоста жеребца.
Женщина поблагодарила меня. Я рассмеялась, «Не меня, а свою мать поблагодарите, что она у вас такая мудрая и умная была. Это была ее последнее благословение, которое никогда не потеряет смысл и силу. Она вечно будет оберегать вас и ваших близких. Берегите, не давайте никому в руки ,не одалживайте, не продавайте. Это самое дорогое благословение вашей матери. Дэйбиир этот свою очередь, когда- нибудь передадите своим потомкам».
    -А какое распространенное занятие у мастеров саха-мужчин?
-Они смотрят за лошадьми, кто-то любит работать с металлом, изготавливает знаменитые якутские ножи.
На первый взгляд якутский нож прост, но имеет свои традиционные направления изготовления, свой традиционный вид и строение, связанный с многовековой практикой использования. Мастера изготавливают мужские, и женские, а также детские ножи. Нож состоит из клинка, рукояти и ножен, прикрепляемых кожаным шнуром к поясу.  Требования к металлу клинка не очень строгие. Т.к. возможно иметь нож из простой стали, который можно быстро наточить о простую речную гальку в пути. Надо знать образ жизни якутской семьи, связанной с животноводством. Поэтому ножи имеются у всех членов семьи, чтобы иметь возможность помочь себе в тайге или в тундре.

 

06/03/2016

Иң узын Казы. Кытай Казаклары