Татарская пословица

"Если золото упадет в грязь, оно не станет из-за этого медью ", татарская пословица

25/05/2017

Нобелевская премия

     Нобелевская премии присуждаются ежегодно с 1901 года за выдающиеся работы в области физики, химии, медицины, физиологии, экономики (с 1969 года), за литературные произведения, за деятельность по укреплению мира… Учредителем данной премии является шведский инженер-химик Альфред Нобель, который в 1867 году изобрел динамит, а в 1888 – баллистит. В свое время он был организатором и совладельцем многих предприятий по производству взрывчатых веществ. 27 ноября 1895 года в Париже А. Нобель подписал последнюю премию своего знаменитого завещания, согласно которому большая часть его состояния должна пойти на создание фонда и учреждение премии для поощрения первооткрывателей в области физики, химии, физиологии и медицины, а также литераторов и тех, кто больше всего сделал в пользу мира за предшествующий год, вне зависимости от национальности. Надо полагать, первооткрыватель взрывчатых веществ, чтоб хоть как-то изгладить свою вину перед Человечеством (динамит призван, в первую очередь, не для созидания,а для разрушения), решил оставить большую часть своего капитала в пользу поддержки научных открытий, обращенных на развитие цивилизации, а также как можно больше привлечь выдающихся личностей, стремящихся любой ценой поддерживать мирное сосуществование между странами и народами. С 1901 по 2011 годы в общей сложности премии получил 851 лауреат, семеро из них были удостоены этой высокой награды дважды и один, кажется, даже трижды.


     Но не в этом дело, и не такой расклад удивляет. Удивительно то, что за 110 с лишним лет времени создания премии, ее удостоились лишь 12 мусульман (в среднем за 10 лет 1 мусульманин). У любого человека может возникнуть вопрос: почему? Что, мусульмане ведут слишком закрытый образ жизни и не способны для открытий? Или виновата в этом (с незапамятных времен) исламофобия, организованная определенными кругами для дестабилизации отношений между представителями различных религий и конфессий? Запад и Восток (подавляющее большинство мусульман живет на Востоке) сильно отличаются друг от друга: на Западе развитая промышленность, технический прогресс, и, естественно, там много научных открытий, а Восток издавна славится гуманитарной направленностью и духовной утонченностью. Диспропорцию соотношений, в какой-то мере, можно объяснить, ссылаясь на данный фактор. Впрочем, Восток – дело тонкое, и подход к нему, по всей вероятности, весьма специфичен.


     Из 12 мусульман, получивших в разные годы Нобелевскую награду, только двое или трое – тюркского происхождения. Орхан Памук – турецкий писатель и сңенарист, в 2006 году стал обладателем премии по литературе, что сделало его самым знаменитым писателем в Турции. Его произведения переведены на 60 языков мира, продано более 11 миллионов экземпляров. Азиз Санджар – турецкий ученый лауреат Нобелевской премии по химии 2015 года за «исследование механизмов восстановления ДНК».


     Как ни странно, ни одна из выдающихся личностей татарского происхождения ни разу не была удостоена награды планетарного масштаба. А ведь Исмаил-бей Гаспринский (из крымских татар) гениальный ученый- просветитель и издатель первой в России газеты на тюркском языке под названием «Тарджиман», работал ее главным редактором в течении более тридцати лет (с 1883 по 1944 годы, до самой смерти), был выдвинут в 1910 году на соискание премии, но не прошел через «сито фильтрации». Понятно – кандидатур очень много, и выбор не всегда бывает объективным. Увы…


     По некоторым сообщениям всемирно известного киргизского писателя Чингиза Айтматова (мать татарка) тоже хотели выдвинуть на «Нобелевскую», не успели – неожиданно ушел в мир иной. Говорят, известного татарского драматурга, общественного деятеля Туфана Миннуллина тоже (чего стоит одна только драма «Альмендер из Альдермеш») выдвинули на соискание данной премии, и он не прошел.


     Недавно из единомышленников создана небольшая инициативная группа по выдвижению кандидатуры Фаузии Байрамовой на соискание Нобелевской премии мира за 2017 год (так как выдвигать чью-либо кандидатуру по установленным нормам могут только лауреаты данной премии или общественные фонды и т. д., скорее всего выберем инициатором выдвижения кайкой-нибудь фонд). Мало кто не знает, наверное, в России эту женщину. Она является выдающейся личностью не только среди татар, но во всем тюркском мире. За тридцать лет творческой жизни написала и издала больше сорока книг, как крупный общественный и политический деятель. С 1990 по 1995 год являлась депутатом Верховного Совета Татарстана. Активно участвовала в принятии основополагающих документов, касющихся Декларации о государственном суверенитетеи Конституции Татарстана, проведении референдума о новом статусе Татарстана.


     Фаузия Байрамова – председатель Милли Меджлеса татарского народа, член исполкома Всемирного конгресса татар. За обращение в ООН о признании государственного суверенитета Республики Татарстан, за резолюцию расширенной сессии Милли Меджлиса татарского народа по Декларации о государственном суверенитете Татарстана была обвинена по ст. 282, ч. 1 УК РФ и приговорена судом на 1 год лишения свободы условно (24.02. 2012 г.). Во второй раз была осуждена 2 октября 2014 года на 1 год лишением свободы условно за выступление в защиту прав татарского народа и за протест против аннексии Крыма (ч. 1, ст. 282). В России нет, наверное, другого такого писателя и общественного деятеля, так много сделавшего во благо своего народа и осужденного дважды за свои непоколебимые убеждения (недаром она включена в список политзаключенных РФ). Но самой выдающейся заслугой этой личности является поездка в составе специальной группы, высланным Всемирным конгрессом татар в мае 2003 года на «ядерный архипелаг» (так называют ПО «Маяк», расположенный в Челябинской области). С 2003 по 2007 годы писательница много раз посещала татарские села Муслюмово и Караболка и вела исследовательскую деятельность. В результате увиденного собственными глазами, написала книгу «Ядерный архипелаг или атомный геноцид против татар». Приведем некоторые строки из этого труда: «То, что мы увидели и услышали здесь, потрясает душу. Мы словно увидели селения Апокалипсиса – конца света, представили себе, что будет с миром после атомной катастрофы. Мы восприняли слова обреченных на мучительную смерть татар, как завещание. А увидев мутантов, детей-калек с рождения, мы лишились дара речи… Все это являлось трагическим результатом атомной радиации, результатом деятельности комбината «Маяк»… »


     О ядерном взрыве хранилища атомных отходов, случившемся 29 сентября 1957 года, которому нет аналогов в мире по мощности, стало известно широкой общественности лишь после катастрофы в Чернобыльской АЭС. Тогда только экологи, некоторые ученые с чистой совестью начали бить тревогу по поводу атомного взрыва на «Маяк»е во всем серьезе (до этого все данные были засекречены, и случившееся являлось государственной тайной), но все равно бюрократическую власть и коррумпированных чиновников не пробить – оставленные на произвол судьбы люди были обречены на медленную, мученическую смерть от сильнейшей радиации. После первой книги, посвященной несчастным жителям атомного архипелага, Фаузия Байрамова написала вторую. Она называется «Татарская Караболка – 50 лет в объятиях смерти» и посвящается нашим соплеменникам – уральским татарам деревни Татарская Караболка Челябинской области – жертвам атомных аварий в ПО «Маяк». «Они уже 60 лет вынуждены жить и выживать в зоне радиационного заражения («жителей Русской Караболки и других русских сел сразу после аварии в течении нескольких месяцев переселили в безопасные места, а жителей татарских сел оставили, как подопытных кроликов, предназначенных для изучения воздействия атомного облучения на живом организме человека»... эти строки тоже приведены из книги – Ф. Х.) Этих татар нет ни в списках җивых, и ни в списках мертвых, так как Российские спецслуҗбы атомщики, проводив на них всевозмоҗные свои опыты, навеки забыли о них», - говорится в послесловии книги.


     Общественный деятель Фаузия Байрамова и юрист-адвокат Всемирного конгресса татар Р. Фардиева, после долгих похоҗдений добились разрешения на въезд в закрытый город Озерск (именно под этим городом на многие километры расстилаются цеха атомного комбината), и судиться в городском суде в защиту прав пятерых жителей, лишенных попустительством властей статуса ликвидатора. В конце концов, справедливость восторжествовала, и суд вынес решение в пользу подавших иск (к слову, многие ликвидаторы, сумевшие в свое время добиться такого статуса, впоследствии по произволу чиновников опять остались без оного).


     В результате многолетней борьбы местного населения и стараниями Фаузии Байрамовой и некоторых ее сподвижников, татарское село Муслюмово власти, все-таки, были вынуждены перенести на расстояние пяти километров подальше от реки Теча (Татарской Караболке такая удача не улыбнулась, и там от некогда проживающего 5-6 тысячного населения теперь доживают свои последние дни 150-200 человек). Из слов Фаузии Байрамовой видно: она не только написала книги про ядерный архипелаг, и проживающих на пораженной атомом зоне, превышающей допустимой нормы в десятки, ато и в сотни раз, а повезла свои труды в Москву и раздала по посольствам разных стран. Немецкое посольство откликнулось первым, в итоге в Германии на немецком языке увидела свет книга «Ядерный архипелаг или Атомный геноцид против татар» (2006 г.). Писательницу специально пригласили в Берлин и представили возможность выступить перед депутатами бундестага. По логике, после таких событий дело должно взять большие обороты и ПО «Маяк», если и не прекратит свою деятельность, то хотя бы сбавит темпы, но не тут-то было (это же Россия, которую «умом не понять»), ситуация не изменилась к лучшему.


     На наш взгляд, у татар (если взять время в срезе от1985 по 2015 годы), есть две кандидатуры, которые «потянули бы» на «Нобелевскую». Первая кандидатура – Асгат Галимзянов, работяга-меценат, который своим трудовым потом зарабатывал деньги и почти все до копейки переводил в счет детских домов, при этом сам вел пуританский образ жизни. Не зря первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев поставил ему еще при жизни памятник в Казани на площади Тысячелетия. Жаль, что величайшей души человек умер в январе 2016 года, его точно можно было бы выдвинуть на соискание данной премии, труд которого сопоставим разве что с трудом Матери-Терезы, удостоенной Нобелевской награды. Такие люди рождаются, наверное, раз в 100 лет!





     Фаузия Байрамова – великая дочь татарского народа, всецело отдавшая себя делу справедливости, миру на земле и равенству народов не только в России, но и всей планеты. Так давайте воздадим ей должное. 29 сентября 2017 года исполняется 60 лет со дня атомного взрыва на ПО «Маяк», и если комитет по Нобелевским премиям присудит за этот год премию мира Ф. Байрамовой, то это будет вполне заслуженно.

 Фирдаус Хузин