Татарская пословица

"Если золото упадет в грязь, оно не станет из-за этого медью ", татарская пословица

24/06/2016

«Булгарская теория происхождения татар трещит по швам», Рафаэль Хакимов

« Вся эта булгарская мифология снимается простым объяснением происхождения средневековых татар. После распада Тюркского каганата одна часть предков татар построила на востоке Евразии шесть государств, легших в основу империи Чингисхана, а другая часть как наследница того же самого Тюркского каганата строила на западе Евразии Дунайскую и Волжско-Камскую Булгарии. При Бату обе части воссоединились в Золотой Орде. Нет нужды изобретать теории о булгарском народе, сохранившем чудесным образом самостоятельность в рамках Золотой Орды, ненавидевшем татар и затем ставшем татарами. Никакие документы не подтверждают эту абракадабру », Рафаэль Хакимов

Человек живет мифами, и ему в качестве символов нужны жертвенные фигуры. Вице-президент АН РТ Рафаэль Хакимов в статье, написанной для «БИЗНЕС Online», проанализировал распространенные мифы в российской и татарской истории и считает, что жить в иллюзорном мире — это лишать нормального будущего своих детей. Но, учитывая, какими «спецэффектами» обладают современные «шаманы», сделать это будет крайне сложно



«Даже после революции 1917 года мифическая картина истории государства Российского не сильно изменилась. Из нее выпало православие, место которого заняла коммунистическая «религия», а место монархов заняли вожди пролетариата»
«ОДИН „ОПИУМ ДЛЯ НАРОДА“ ЗАМЕНИЛИ ДРУГИМ»
Израиля ведя стезей чудесной,
Господь зараз два дива сотворил:
Отверз уста ослице бессловесной
И говорить пророку запретил.
Далекое грядущее таилось
В сих чудесах первоначальных дней,
И ныне казнь Моаба совершилась,
Увы! над бедной родиной моей.
Гонима, Русь, ты беспощадным роком,
Хотя за грех иной, чем Билеам,
Заграждены уста твоим пророкам
И слово вольное дано твоим ослам.
Владимир Соловьев. Своевременное воспоминание. 1887
Нам только кажется, что сознание российского общества развивается. Меняются техника, внешний вид, мода, а сознание застыло, даже в чем-то деградирует, живет дореволюционными иллюзиями, ностальгирует по советским порядкам. Старые боги низвергнуты, а новых нет. Безвременье. Если понадобится писать многотомную историю России, то страницы о нулевых годах придется оставить пустыми.
Мы вроде бы стали крутыми, все пересели на иномарки, у каждого в руке айфон, но если прислушаться к разговору, то слышна примитивная болтовня о развлечениях, еде, сексе, охоте и рыбалке. Новые темы не появились, фантазия исчерпана.
Российское сознание травматическое, оно застряло в Средневековье и не может вырваться из клетки прежних мифов о величии страны. Под непосредственным руководством Екатерины II был придуман простой сюжет о зарождении страны с приходом Рюриковичей в Киев, что делало оправданным присутствие при монархах иностранцев. С тех пор Россией правили варяги. Крещение Руси в Киеве закрепляло присоединение Малороссии. Тема монгольского нашествия, татарского ига создала образ врага в лице татар. Образ хитрых, жестоких татар с «раскосыми и жадными очами» дополнял всю жуткую картину ига. Куликовская битва была исключительно важна, она стала символом победы русских над татарами. Взятие Казани и Астрахани, покорение Сибири закрепляли эту победу.
Затем следовал миф о победном шествии великого и гениального Петра I, повернувшегося лицом к Европе. Полтавская битва становится моделью дальнейших победных реляций, о его позорном пленении крымскими татарами во время Прутского похода и громадном выкупе — ни слова. Все остальные монархи — один лучше другого. Полководцы на первом плане исторической картины, ведь они расширяли территорию, занявшую в результате изрядную долю бывшей империи Чингисхана. Завоеванным народам якобы несли цивилизацию, они все благодарны «старшему брату». Ни слова об «усмирении» ногайцев Александром Суворовым. Великий полководец занимался делом, недостойным настоящего воина, — вместо сражения с регулярными войсками он пошел карательным походом против народа. Он не стеснялся отдавать приказы об истреблении ногайцев, которых сгоняли с родных мест. 29 сентября 1783 года войска подошли к устью Лабы. Здесь Суворов отдал приказ: «Войскам отдыха нет до решительного поражения, истребления или плена неприятеля». Суворов не знал поражений. Можно делать вид, что таких страниц в истории не было, но сам ногайский народ это помнит. И у других народов есть подобные страницы. Их можно назвать эпизодами великой истории России, но для народов страны это трагические незабываемые раны, замалчивание о которых порождает недоверие.
Даже после революции 1917 года мифическая картина истории государства Российского не сильно изменилась. Из нее выпало православие, место которого заняла коммунистическая «религия», а место монархов заняли вожди пролетариата. Один «опиум для народа» заменили другим. В результате получилась пересортица. Миф слегка подправили, но не стали ломать общую схему.
Страх перед разрушением старых мифов и символов пугает больше, нежели нарушение Конституции


«Травматическое сознание цепляется за православную Русь, монархию, Сталина, пытается отчаянно победить на Куликовом поле, где не было никакой битвы»
«СТРАХ ПЕРЕД РАЗРУШЕНИЕМ СТАРЫХ МИФОВ И СИМВОЛОВ ПУГАЕТ БОЛЬШЕ, НЕЖЕЛИ НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИИ»
Революции задумывают романтики, осуществляют фанатики, а их результатами пользуются подонки.
Отто фон Бисмарк
С распадом СССР («Большой России») началась ломка. Перестройка не просто сломала общественные отношения, развернула страну в сторону обруганного капитализма (в конце концов, люди быстро привыкают к частной собственности), она сломала грандиозный миф о Великой России, что задевает основы идентичности. «Младшие братья и сестры» вместо благодарности разбежались по национальным суверенитетам, отгородились границами, написали собственную историю о своем колониальном прошлом, а некоторые вступили в НАТО. Хуже того, Киев — «мать городов русских» — оказался столицей враждебного государства. Где же тогда принимал крещение русский народ? В столице Украины? Обидный нонсенс.
Многие исторические каноны начали подвергаться сомнению. Политики отчаянно пытаются сохранить екатерининский миф о происхождении государства, но для этого административного ресурса недостаточно. Стопроцентный контроль над прессой невозможен. Интернет заполнен альтернативными версиями истории страны. Ордынская Русь стала популярной темой и постепенно набирает своих сторонников. Миф трещит по швам. Травматическое сознание цепляется за православную Русь, монархию, Сталина, пытается отчаянно победить на Куликовом поле, где не было никакой битвы. Само стремление сохранить Куликовскую битву в качестве важнейшего исторического события стало напоминать фантастическое сражение в иллюзионе. Что же в нем такого значимого? Почему за него так цепляются, в то время как многие исторические сюжеты легко забыты?.
Куликовское сражение из исторической битвы превратилось в символ победы русских над татарами, причем не в прошлом, а сегодня. Ведь если вдруг обнаружится, что русские не побеждали татар, а лишь участвовали в политических разборках вместе с татарами и литовцами, тогда исчезнет вековечный враг — опора екатерининского мифа. Противостояние татар и русских придется заменить стандартными политическими отношениями или даже сотрудничеством. Получится, что Россию строили русские вместе с татарами и другими народами. Кстати, Борис Годунов был из ордынских мурз, первый министр юстиции Державин плохо говорил по-русски. Первый министр МВД России князь Кочубей был татарского происхождения. Министр просвещения граф Уваров, сформулировавший русскую идею в виде знаменитой триады «Православие. Самодержавие. Народность», и многие другие чиновники высшего ранга были из татар. А сколько их среди полководцев, писателей! Не перечесть. Исчезновение исторического врага в лице татар неприемлемо, ведь тогда придется делиться с ними властью, признать татар не региональным, а федеральным компонентом. Русская монополия на власть закончится, и, не дай бог, начнет действовать Конституция, принятая от имени «многонационального народа» страны. Россия никогда не жила по Конституции. Она этого не умеет делать.
Старые символы цепко держат сознание российской элиты в своих удушающих объятиях. Казалось бы, какое дело с позиции великой России до алфавита татар? Нет же, они обязаны писать на кириллице, вопреки Конституции. Вопрос алфавита для российских политиков оказался символом превосходства над татарами. Нет нужды обсуждать неправоту Госдумы, запретившей татарскую латиницу, и страх Конституционного суда объявить ФЗ не соответствующим Основному закону. С точки зрения юридических вопросов тут полная ясность — законодатели намеренно нарушили Конституцию. Предрассудки оказались выше не только Конституции, но и здравого смысла. Страх перед разрушением старых мифов и символов пугает больше, нежели нарушение Конституции.


«Противостояние русских и татар подкрепляется картиной жестокости при взятии Казани. Она преподносится как религиозное противостояние»
«НЕТ НУЖДЫ ИЗОБРЕТАТЬ ТЕОРИИ О БУЛГАРСКОМ НАРОДЕ, СОХРАНИВШИМ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ ОРДЫ»
Те, кто делает мирную революцию невозможной, делает насильственную революцию неизбежной.
Джон Фицджеральд Кеннеди
Татарское сознание так же травмировано, как и русское. Комплекс неполноценности порожден тем же мифом о татаро-монгольском иге, внушаемым со школьной скамьи. Противостояние русских и татар подкрепляется картиной жестокости при взятии Казани. Она преподносится как религиозное противостояние. В этой картине (на самом деле жестокой, как, впрочем, все Средневековье) исчезают полутона, забывается, что в авангарде войск Ивана Грозного шла татарская конница во главе с Шах-Али. В результате покорения Казанского ханства некоторые татары приобрели земли, а тех, кто сопротивлялся, лишили званий, собственности и перевели в ранг ясачных крестьян.
Травмированному сознанию татар нужна жертвенная фигура, которая погибала бы за свой народ. Ей стала царица Сююмбике, якобы бросившаяся с башни, чтобы не стать пленницей Ивана Грозного. Вокруг этого мифа появилась специальная литература, слагаются стихи, песни, оратории. Сама башня Сююмбике стала символом для татар всего мира. Однако достоверно известно, что Сююмбике выдали замуж за Шах-Али в 1551 году и она была увезена вместе с сыном Утямышем в город Касимов, где и похоронена. Да и самой башни в нынешнем виде еще не было. Нет недостатка в научной литературе о времени завоевания Казани, но люди хотят услышать именно миф, потому что им нужны жертвенные фигуры, существует недостаток в людях, отстаивающих интересы своего народа. Это способ компенсации травмы через фантазию. Человек ищет смысл жизни — вот в чем правда, он должен выйти за пределы обыденного приобретения и потребления. Если он теряет смысл жизни, то тотчас же делается жалким и потерянным.
Лечить травматическое сознание новыми мифами — опасное занятие. Теория булгарского происхождения татар — иллюзия, призванная вроде бы снять комплекс неполноценности, но она всего лишь загоняет болезнь вглубь, заставляет оправдываться татар за то, чего они не совершали. Вся эта булгарская мифология снимается простым объяснением происхождения средневековых татар. После распада Тюркского каганата одна часть предков татар построила на востоке Евразии шесть государств, легших в основу империи Чингисхана, а другая часть как наследница того же самого Тюркского каганата строила на западе Евразии Дунайскую и Волжско-Камскую Булгарии. При Бату обе части воссоединились в Золотой Орде. Нет нужды изобретать теории о булгарском народе, сохранившем чудесным образом самостоятельность в рамках Золотой Орды, ненавидевшем татар и затем ставшем татарами. Никакие документы не подтверждают эту абракадабру.
О булгарах как едином и гомогенном народе Волжско-Камской Булгарии говорить не приходится. В этом государстве жило множество разных племен, объединенных только общими государственными границами. Сложиться в какой-то отдельный народ они не смогли. Для этого не хватило ни экономической, ни культурной мощи, а потому они вместе с близкородственными тюркскими племенами стали основой средневековых татар.
Любопытно, что Алмуш в 913 году чеканил монету под именем «эмир аль-Барсал». Он себя называет эмиром не булгар, а барсил. Гербом племени барсил был барс, который стал символом нынешнего Татарстана. Так что булгарская теория происхождения татар трещит по швам. Кстати, первая чеканка монет на территории Татарстана началась где-то между 902 - 908 годами. Россия в этом году отмечает 700-летие рубля, а мы можем спокойно взять за исходную цифру начало Х века. К сожалению, на первых чеканах не указан точный год. Но можно с уверенностью говорить, что татарскому чекану не меньше 1 111 лет.
Татарам вовсе нет нужды переживать за какие-то мифы о татарском иге и татарской дани и тем более сочинять теории о булгарском происхождении. Была империя с вертикалью власти, а Ордынская Русь была региональным компонентом. Вот и все. Если мы будем пребывать в логике татарского ига, русского ига, немецкого ига, тогда никогда не сможем преодолеть Долгого Средневековья.


«Травмированному сознанию татар нужна жертвенная фигура, которая погибала бы за свой народ. Ей стала царица Сююмбике»
«НЫНЧЕ ШАМАНЫ ВООРУЖЕНЫ ПОЛИТТЕХНОЛОГИЯМИ, СРЕДСТВАМИ КОММУНИКАЦИИ И СПЕЦЭФФЕКТАМИ»
Покажи мне, кто не раб. Один в рабстве у похоти, другой  у скупости, третий — у честолюбия, и все — у страха.
Луций Анней Сенека
В первобытном обществе болезни человека объяснялись нарушением картины мира, у человека из общей цепи представлений выпадало какое-то звено, в силу чего психика нарушалась, появлялись болезни. В таком случае колдун, шаман, знавший заклинания до тончайших деталей, должен был восстановить соответствие личных оценок общей картине мира и через объяснение причин возникшей ситуации мобилизовать психические и физические силы человека. Шаман болезни не объяснял действием каких-либо микробов, в то время мир был наполнен чудовищами, духами, богами. Именно они напускали беды. То, что мифология шамана не соответствовала реальности, не имело никакого значения, эффективность его функций зависела от окружения, которое верило в миф и в шамана. Миф был своего рода Конституцией, основой сообщества, а вера — залогом здоровья.
Мы носители древних суеверий. Мы совершаем клятвы в суде, скрепляем договор неким ритуалом, совершаем обряды во время свадеб или похорон, обращаемся с мольбой к Господу — во всех этих случаях слышатся отклики прежних магических действий. Когда человек не до конца понимает происходящие процессы, он опору ищет в магии или сходных по существу технологиях приведения в равновесие человеческой боли и переживаний с его представлениями о мироздании. Природа человека и общества во многом сохранилась, хотя самомнение человека выросло чрезвычайно.
Мифологическое сознание как целостный взгляд на мир существует на любой стадии развития общества. В отличие от первобытного сообщества у нас есть еще идеология, религия, национальные традиции и ценности. Все эти представления, порой весьма противоречивые, должны быть собраны в понятную и цельную картину. Выпадение какого-либо звена из системного видения приводит к бредовому состоянию общества.
Индустриализация, победа цифры над аналогом вовсе не вытесняют мифологию на обочину общественного сознания. Даже при наличии развитой идеологии стихийно или сознательно создается массовая мифология. Нынче шаманы вооружены политтехнологиями, средствами коммуникации, спецэффектами. Они стали весьма влиятельны. Раз все вокруг верят шаманам, то почему бы и дальше не жить иллюзиями?! Любим же мы голливудские фильмы за счастливый конец. Шаманы, психоаналитики действительно лечили и лечат психические отклонения, но им неподвластны органические болезни, которые не лечатся с помощью магии. У России болезнь органического свойства, она связана с государственным устройством. Распад СССР не был случайностью. Это следствие неспособности страны трансформироваться в новое качество.
Шаманы ХХI века весьма искусны в изобретении новых мифов, но ради будущего лучше говорить правду. Историю надо признать такой, какой она была на самом деле, и дальше смотреть в будущее непредвзятым взглядом.
Из дуба темного, приземистый, резной,
Он словно старичок лукаво-добродушный,
Из глубины его, таинственной и душной,
Струится аромат, приятный и хмельной.
А сколько в нем лежит душистого старья,
И кружев выцветших, и шелка, и батиста!
Вот груда детского и женского тряпья,
Вот бабушкин платок, широкий и пушистый.
Уж верно тут найдешь сердечко-медальон
С заветным локоном, сухой букет, флакон,
Все то, что дорого когда-то было сердцу.
О старый наш комод! И сказки ты хранишь,
Поведать хочешь их и ласково скрипишь.
Лишь открываются твои большие дверцы!
Артюр Рембо. Шкаф
Автор статьи: Рафаэль Хакимов