Татарская пословица

"Если золото упадет в грязь, оно не станет из-за этого медью ", татарская пословица

01/04/2015

Остров Сахалин и татары

  В этой статье я хочу задаться и найти ответы на два вопроса – есть ли история у татар на Дальнем Востоке и для чего нужно её изучение? Второй – есть ли татары наДальнем Востоке сегодня и, если есть, какое у них будущее? Говоря о ДальнемВостоке, хотелось бы начать слово с Сахалина,потому-что история и судьба татар, проживающих в тех краях, более-менее схожа,а, следовательно, и легче будет сделать общий вывод.
   Всентябре 2012 года я побывала на Сахалине, прожив на острове почти целый месяци успев проделалать большой объем работы: я побывала в 8 городах и 2 деревнях,в котором проживают или некогда проживали татары. Омываемый Татарским проливом с одной стороны, и,некогда Татарским морем (Тихим океаном) –с другой, этот древний, названный Сахалином остров, даже в названии своем таилтатарские корни. Ведь, как видно даже из названия, Сахалин, явившийся родинойдревним тюркским племенам саков и сахов,в средние века назывался островом Татарским,на что также были свои причины. Как известно из истории, потомки Чингисхана, завоевавшие в 13 веке Дальний Восток, Китай и остров Сахалин,до конца 14 века являлись хозяевами этих земель, и весь мир знал эти земли как “Великая Татария”:
    “НазваниеТатария произошло от слова “татары», собирательного имени, которымобозначали в XIII –XVI веках группы родов монгольского и тюркскогопроисхождения, входивших в эти века в государство Чингисхана и его преемников, -пишут ученые. -  На русских картах, составленных послевключения татарских ханств в состав Российской империи, название Татария вевропейской части и в Сибири обычно отсутствует и лишь на Дальнем Востокевыделяется Восточная Татария, охватывающая Приморье, Монголию и СевернуюМаньчжурию (карта И.К. Кириллова, 1734 г.). Татарией называется Приамурье иПриморье на карте Сахалинского моря, составленной Головиным В.М. и Рикордом П.Ив 1811 – 1813 гг. (Головин, 1972). (С.Д.Гальцев-Безюк. Топонимический словарьСахалинской области. – Южно-Сахалинск, 1992, стр.132.)
   Какмы видим, вплодь до начала 19 века весь Дальний Восток, Приамурье, сегодняшнийПриморский край, и даже сегодняшняя Монголия и часть Китая на официальныхкартах России обозначались как “ВосточнаяТатария”, что  указывает на признаниерусскими Дальнего Востока татарскими землями.
   Давайтеже снова вернемся на Сахалин. В некоторых китайских источниках остров Сахалин именуетсяШуйдада, а это, как нам известно,одно из названий некогда живших на Дальнем Востоке татар, в переводе означающее“татары живущие у воды”.
   “К Нижнему Амуру и побережью Татарскогопролива относилось понятие “шуйдада», которое может быть переведено как«речные татары», - пишут об этом ученые Сахалина. –Впоследствии европейцы называли эти районы Татарией, а пролив – Татарским, чтосоответствует средневековому “дада”.” (История Сахалина и Курильских островов.– Южно-Сахалинск, 2008, стр. 246.) А то, что 3 ноября 1286 года на Сахалин свойском пришли татарские полководцы Татардай и Янулудай, быть может и сталопричиной наименования острова Татарским. (ИсторияСахалина..., стр. 246.)
   Известнотакже и более древнее название острова Сахалин, так на манчжурском татарском онназывался Сагалян ула, что такжеуказывает на наличие в топониме тюрко-саксихкорней.Японцы же всегда называли Сахалин Карафуто,что в переводе означает “Земля людейКара (темной) воды”. Что касается  Татарскогопролива - то его название всегда и неизменно было таким, ведь даже ещё в 1787 годуфранцузский мореход Лаперуз называл его Татарским заливом. Японцы же Татарскийпролив называли Татару-кайке:
   “Японцы называют Татарский проливТатару-кайке или Даттанкайке от слов «Даттан» - татарский, «кайке» - пролив, а«татару» - искаженное слово «татарский» , - пишут местные ученые. (С.Д.Гальцев-Безюк. Топонимический словарь Сахалинскойобласти. – Южно-Сахалинск, 1992, стр. 132.) Следует также отметить, что на юге острова,близ города Холмск, расположенного у гор и на берегу Татарского пролива течетрека Татарка, впадающая в пролив.
   “И сейчас на территории города Холмскапротекают две речки: Татарка (на некоторых картах сохраняется ее прежнееназвание – Маука) и Язычница, которые в ту пору были значительно полноводнее”, пишутместные ученые. (А.И.Костанов. Страницы истории города Холмска. – Южно-Сахалинск,1990, стр.9.) Нынче воды Татарки глубоки лишь у её истока, нынче тамгородское водохранилище, из которого пьет воду весь город. Устье же реки,приходится прямехонько на город Холмск, где местами вытекает в самыхнеожиданных местах, а местами и вовсе не находя выхода тухнет и называется Вонючкой, но, так или иначе, все равнонаходит свою дорогу и, в конце-концов, впадает в Татарский пролив... Как итатары, на протяжении веков подпитововашие чужих и страждущие за жизнь других,но изнемогающие от жизни сами, ищущие глотка свежего возуха среди мертвыхкамней городов...
   Таксохранились ли какие-нибудь исторические следы пребывания татаро-монгольскойимперии на Дальнем Востоке? Да, таковые есть и их достаточно много. Только внизовьях Амура по обоим его берегам найдены места около сорока татарскихгородищ, которые сегодня изучаются местными учеными. Места татаро-монгольскихгородищ есть и на острове Сахалин, известно, например, о местах 5 крепостей насевере острова, между городами Тымовск и Александровск-Сахалинским, хотянекоторые связывают их и с более ранним периодом. В общем же, татаро-монгольскойистории Дальнего Востока и, в частности, Сахалина внимания местными ученымиуделяется гораздо меньше, нежели более ранней или поздней его истории, какнапример – Бохайской культуры, эпохе китайского правления, племенам айнов игиляк. То же самое можно сказать и о  Татарстанскихученых, которые никогда не были на Сахалине, никогда не интересовались древней историейтатар на Дальнем Востоке и за которыми не известно  ни одной научной работы на данную тему. Выходит,на Сахалинской земле я была первым татарским историком и писателем, чья ногаступила на этот остров...
   В 18веке Татарией называют Сахалин и Европейские,в частности - французские путешественники, считая его полуостровом. Лишь в 1850году русские путешественники и военные исследователи открывают Сахалин как остров,и объявляют его территорией Российской империи. В 1869 году остров Сахалин объявляетсякаторгой Российской империи, куда со всей страны начинают ссылаться каторжники,среди которых оказывается и не мало татар. (ИсторияСахалинской области. – Южно-Сахалинск, 1981, стр.54.) Именно с этогомомента у татар на Сахалине начинается вторая история – история каторг. Ксожалению, и эта страница нашей истории нашими учеными осталась неизученной. Мнеже довелось не только побывать в таких городах-тюрьмах, как Александровск-Сахалинск, Корсаков и Тымовск,но и поработать в архивах и музеях, в частности архивах и библиотеках столицыобласти - Южно Сахалинска, откудамне  удалось привезти большой материал окаторжных татарах.
   Какизвестно, с 1886 года на Сахалин начали ссылать и политзаключенных. Во времяпервой в России всенародной переписи 1897 года, на Сахалине уже проживало 28 тысячилюдей, абсолютное большинство которых были каторжники. По истечении срока, сострова Сахалинских заключенных  чащевсего уже не выпускали, оставляя работать здесь же на местных угольных шахтах ив сельском хозяйстве. Именно поэтому, каторжные старались привозить с собойсвои семьи, чтобы, по истечении тюремного срока оставаться жить вместо, именнопо этой причине среди Сахалинских ссылных очень много татарских семей.
   Меня,в первую очередь, интересовало, конечно же, точное число татарских каторжных наСахалине. Известно, что в 1889 году здесь заключались 232 каторжныхмусульманина и 33 “поселенца”, т.е. исполнивших срок заключения, но остающихсяв поселении на учете. (Н.В. Потапова.Вероисповедная политика Российской империи и религиозная жизнь Дальнего Востокав второй половины XIX – нач. XX вв.(на примере Сахалина) – Южно-Сахалинск, 2009, стр. 183.) В 1895 году этацифра уже превышает тысячу, а в 1897 общее число каторжных мусульманприближается к двум тысячам. Конечно же, не все они были татарами, ведь какстановится ясным из анкет переписи, проведенной в 1890 году Чеховым, среди каторжныхмусульман были сосланные из Казани, Уфы,Саратова, Нижнего Новгорода, Баку и Ташкента. Несмотря на то, что в анкетахЧехова графа о национальности отсутствовала, а была лишь графа о вероисповедании,национальность человека можно было определить только судя по тому, откуда онбыл сослан. Сам же Чехов, причисляя почти всех каторжных мусульман к татарам, говорито них с большим уважением, “Татары, дажебудучи в условиях каторги, не забывают о своем происхождении, хранят честь идостоинство”, писал он:
   “В татарской семье, где много девочек, аотец и мать едва понимают по-русски, трудно добиться толку и приходитсязаписывать наугад, - пишет он. -  И вказенных бумагах татарские имена пишутся также неправильно... Татарскиефамилии, как мне говорили, сохраняют и на Сахалине, несмотря на лишение всехправ состояния, приставки и частицы, означающие высокие звания и титулы.”(“Быть может, пригодятся и мои цифры...” Материалы Сахалинской переписи А.П.Чехова.1890 год. – Южно-Сахалинск, 2005, стр.8.)
   Какстановится ясным из переписи 1897 года, 1523 человека, из находящихся на Сахалинев ссылке, своим родным языком назвали татарский язык, что являлось 5,43% отобщего населения острова. (Первая всеобщаяперепись населения Российской империи, 1897. LXXVII. Остров Сахалин. – Санкт-Петербург, 1899, 1903, 1904 гг.)Помимоэтого, ещё 239 человек назвали своим родным языком тюркско-татарский. Еслиучесть, что это – общее число мусульман, находившихся тогда на каторге, можноутверждать, что в конце 19 века на Сахалинской каторге находилось около двухтысяч татар.
   Следуеттакже сказать, что у мусульман-каторжан Александровск-Сахалинска было и 2 мечети,суннитская – для татаро-башкир и тюрков-узбеков, и шиитская - для заключенныхазербайджанцев и персов. “К 1901 г. в п.Александровском было 2 мечети: шиитская и сунитская, за неимением муллырелигиозные обряды в мечетях совершались по выбору ссыльными, - пишет об этомисторик Потапова. – Дабы не составлять конкуренцию православному храму, онибыли построены на окраине поста.” (Потапова Н.В. Вероисповедная политика...,стр.184-185.)  
   Какмы уже сказали, летом 1890 года писатель Антон Чехов по собственной воле ижеланию провел на Сахалине перепись населения, для этого ему понадобились тримесяца, на протяжении которых он от тюрьмы к тюрьме, от казармы к казарме, от поселенияк поселению, от дома к дому ходил, заполняя анкеты на каждого,  около десяти тысяч людей населения острова. СамА.П. Чехов назвал Сахалин с его каторжными условиями “Адом на земле”.Насегодняшний день сохранилось около восьми тысяч анкет, заполненных Чеховымсобственноручно, среди которых не мало и татарских.
   Вот,например, анкеты “Сосланных в 1887 годуиз Вятской губернии 33-летнего татарина Закира Ахметова, его 31-летней жены –татарки Гарифы Ахметовой, и их детей - Бибигалимы и Закижана”; анкеты сосланныхв 1886 году оттуда же - с Вятской губернии “...42-летнего татарина ИрмухаммадаНаджметдина, его 37-летней жены – татарки Бахриджамал, и их сыновей - Миннехана,Шайхетдина и Мухамметдина”; анкеты “...сосланных в 1887 году из Казанскойгубернии 47-летнего татарина - Юсупова Якуба, его 27-летней жены - татарки Сарбиджамал,и их детей - Бибифаизы, Аюба и Фаюзы”; анкеты “...сосланных в 1883 году из Вятскойгубернии, каторжных татар Гильмана Гильманова и Зайдуллы Зайнуллина”, неуспевших даже жениться, обоим по 29 лет...( “Быть может, пригодятся и мои цифры..., стр. 63-402.) Этот список каторжныхтатар можно продолжать ещё долго, ведь в анкетах имена ещё сотен нашихсоплеменников...  С чем связан такойвсплеск активности со стороны властей и их практически поголовной ссылке в этигоды татар-мусульман на Сахалин, наверняка с очередной волной политики насильственногокрещения..? Да, эти татары страдали за веру. Эта тема - ссыльных татар на Сахалине,так и остается никем не изученной до сих пор.
 Такживет ли кто-нибудь из потомков этих самых каторжан на Сахалине сегодня, и каксложилась их судьба в дальнейшем? Чтобы найти ответ на этот вопрос, нужно знатьисторию острова Сахалина за последние сто лет. С 1905 года южная часть Сахалинаполностью переходит к японцам, оставаясь их владением вплодь до сентября 1945 года.По этой причине, в 1906 году каторга на Сахалине Россией официально отменяется,и часть каторжан, воспользовавшись неразберихой, бежит, часть из них ловят ивновь ссылают, но, уже, в Сибирь: так – ныне освобожденные либо вновьвозвращаются в Россию, либо переходят на сторону японцев, либо обосновываютсяна севере острова... Какую дорогу выбрали татары – нам не известно, но с техсамых пор, сведения о татарах, мусульманах и мечетях на острове Сахалине в документахвстречаться перестают.
   Второй,самой темной и трагичной страницей в истории Сахалинских татар можно назвать годырепрессий тридцатых годов. В этой связи следует сказать, что северная частьострова Сахалина одно время также переходила во власть Японского правления, аименно  – в 1920-1925 годах. В эти годыостров Сахалин  полностью находился вовладении японцев, и именно тогда здесь построились многочисленные заводы ифабрики, железные дороги, пристани, бумажные комбинаты, мосты, а японскиепредприятия-концессии, даже после передачи севера острова обратно СССР, всоответствии с двухсторонним политическим соглашением должны были остаться.(Концессия – сдача, в соответствии с договором с СССР предприятий, находящихсяв северой части острова Сахалина в аренду японцам.) В начале тридцатых годов,именно в северной части острова обнаруживается нефть, и очень многие татары переезжаютс материка сюда на работу. Большинство из них устраиваются на работу наяпонские предприятия, что впоследствии становится причиной обвинения их вшпионаже в пользу Японии. Впоследствии большинство из этих татар былорасстреляно. Я побывала в городе Охе, эпицентром этих трагических событий, повстречаласьс потомками репрессированых татар, с местными историками, и привезла с собойсписок наших соплеменников, расстрелянных на Сахалине во времена Сталинскихрепрессий. 
   Вначале тридцатых годов город Оха, по сути, был татарским городом, так как наосновную - нефтяную и угольную работу, в соответствии с государственнойпрограммой сюда были переселены, в большей мере, именно татары. В тридцатыхгодах в поселке Дамир, что недалеко от самой Охи, была даже татарская школа, нов 1934 году, якобы по причине отсутствия преподавателей, её закрыли. В 1937-38годах, работавшие на японских нефтяных предприятиях, угольных шахтах и всельском хозяйстве татары, обвиняются в шпионаже в пользу Японии и приговариваютсяк расстрелу. Только в 1938 году решением “тройки” было расстрелено болеетрехста человек, среди которых было не мало и татар.
   Вчем была повинна, скажем, расстреленная утром 21 апреля 1938 года недалеко от Охи70-летняя татарская бабушка Таиба Ибатулловна Хамзина, в чем была её вина передсоветской властью? В этот же день, в ту же канаву падает тело ещё одноготатарина - 43-летнего уроженца деревни Малый Укус, Татарстана, Шакирова Халима,хотя и он у японцев работал всего лишь сторожем! Здесь будут расстреляны ещёочень многие татары: 47-летний Шаяхметов Ахметвали, 33-летний Абдельманов Зиятдиниз Буинска, 32-летний Мотыгуллин Миннулла и многие многие другие ... А те, ктокаким-то чудом избежит расстрела - умрет позже в тюрьмах: 33-летний МухамматТаймухамматов из Давлекановского района Башкортостана; рожденный в 1917 году вдеревне Аллагулово, Ульяновской области, и умерший в 1944 году в тюрьме - ГайнетдиновГилядж; 70-летний Аухадиев Ахмат из деревни Ушма Мамадышского района; рожденныйв 1905 году в деревне Большой Ачасыр, Нурлатского района, и умерший в 1945 годув тюрьме - Хаялетдин Ямалетдинов – и этот кровавый список можно продолжать ещёдолго ... (А.М.Пашков. Боль и память. –Южно-Сахалинск, 1990, стр.92-114;  Сахалинская Книга памяти. Том XII. – Южно-Сахалинск,2003, стр. 83, 120-121-122, 142-143.) Следует обратить внимание и на то,что среди осужденных и приговоренных к расстрелу за “шпионаж в пользу Японии” татар,не было ни одного духовного или религиозного деятеля или “кулака”, а лишьработяги, приехавшие на край света поднимать страну, но объявленные “ненадежными”за свою лояльность и симпатию к японцам. К величайшему сожалению, тема жертвСталинских репрессий среди татар на Сахалине также остается никем не изученной.
   ПослеВторой мировой войны у сахалинских татар начинается новая история. После вытесненияс острова японцев и айнов, в 1946-1949 годах на Сахалин,  соответственно  государственной программе, из Татарстананачинают в массовом порядке, эшелонами завозить татар, которых, впоследствии,назовут “переселенцами” и которые заложат на севере и юге острова новые села. Япобывала в двух таких селах, и хочу поделиться об этом с читателями некоторойинформацией. Например, деревня Ныш, Ногликскогорайона была основана в 1949 году татарскими переселенцами из Высокогорскогорайона и из Дубьязы. И хотя до этого здесь было поселение нивхов, а в тридцатыхгодах здесь жили астраханские татары-рыболовы, большим селом Ныш стало лишь спереселением сюда казанских татар. Работая в совхозах, татары занимались  рыболовством и животноводством... Совхозпостроил для них деревянные бараки, в которых татары живут и сегодня. Сейчассовхозов уже нет, многое, в том числе и село Ныш  находится в полуразрушенном состоянии, дорог -нет, работы в Ныше тоже нет, нет газа, и люди до сих пор жгут дрова и носятводу коромыслами...
  Населениесела Ныш нынче смешано с русскими, мне сказали что из 700 человек примерно лишьтреть - татары. Спасаясь от голодной смерти, они после войны переселились сюда,на край земли – на Сахалин, но и сегодня живут в послевоенных условиях... У нихнет ни религиии, ни мечетей, и дети их почти все от смешанных с русскими браков.Этим татарам, приехавшим на Сахалин вместе с родителями, уже и самим по 70, новсе они до сих пор говорят на татарском, хотя и говорят на нем мало, а свзяь сродиной, в связи с дороговизной, почти совсем не поддерживается. К сожалению,историей этих татарских “переселенцев” также совсем никто не интересуется, ито, что знают они - так и уходит вместе с ними самими в небытие...
  Втораятатарская деревня располагается на юге острова, в 1946 году, после того, какотсюда на остров Хокайдо выдворяют японцев и айн, сюда привозят татар, которыепоселяются в оставшихся после японцев фанерных бараках.  Это – также, приехавшие из Высокогорского района, деревень Дубьязы,Кукморы, Текенешского  района, деревень БольшойБитаман, Яуширма, Асан, Куркачи и Красная Гора татары, среди которых были икрещенные татары. Во время японцев это поселение называлось Айхана, так как располагалось недалекоот реки Ай, что на побережье Охотского моря. До 1970 года, эта,состоящая в основном из татар деревня, называлась Айск, позже, совхоз переименовался в “Свиновод”а, а село - в Советское.В первые годы переселения татар, их общение между собой было более активным:они проводили Сабантуи, женились и создавали татарские семьи, однако позже всёизменилось, а дети татарских переселенцев стали создавать семьи с русскими. Здесь– также, уже давно нет совхозов, нет работы и нет газа, но есть хорошие дорогии близко море, а областной центр совсем рядом, быть может благодаря этому,деревня ещё живет, а из пятиста человек пятая часть - татары. В деревне нет нимечети, ни церквей, нет ни молящихся, и не постящихся, но, несмотря на это,есть единственное на весь Сахалин татарское кладбище, куда привозят хоронить мусульмансо всей округи. Половина населения деревни Битаман, откуда они были родом,  ныне уже покоится здесь... Погребенные здесь –убежавшие от голодной смерти, поверившие обещаниям государства, оставившиеродные края и приехавшие на Сахалин - татары: они не смогли сохранить здесьсвоей нации, и, к сожалению, судьбой их и историей также почти никто неинтересуется.
      Сегодняна Сахалине проживает около полмилиона человек, примерно пять тысяч из них -  татары, что составляет примерно 1% от всегонаселения. Если сопоставить эти цифры с данными переписи населения 1989 года, получается,что численность татар на острове Сахалин сократилась вдвое: с десяти тысяч – допяти. То же самое происходит с русскими и другими нациями. После русских,корейцев и украинцев, татары на острове самые многочисленные, после татар идутместные народы (нивхи, уилты, нанайцы, эвенки и др), их около четырех тысяччеловек. В последнее время на Сахалине стало больше выходцев из Средней Азии –киргизов, узбеков и таджиков, не мало и кавказцев, большинство из которых ужеимеет российское гражданство. Быть может такая политика проводится государствомдля того, чтобы не подпустить к острову японцев и китайцев, а, быть может,из-за отсутствия рабочей силы – этот вопрос остается открытым... То, чтоинтересует нас – это дальнейщая судьба и история на Сахалине татар.
   СредиСахалинских татар и сегодня есть военные моряки, специалисты с высшимобразованием, работающие здесь по направлению с материка; шахтеры, нефтяники,газовики, рыбаки и строители. Однако сегодня, вместо тех, кто покидает остров,уже почти никто не приезжает, и те, кто приезжает – приезжают только на вахту. Средитатар, проживающих на Сахалине, хорошо знает татарский язык только взрослоепоколение, молодые не умеют ни писать, ни читать и не разговаривать, и почти 100%состоят в смешанных браках с русскими. Да, некоторое национальное оживление впоследние годы здесь всё-таки ощущается, работает татарская областная организация“Туган тел”, функционирует воскресная школа, появился свой национальныйансамбль. Некоторую деятельность ведет в Южно-Сахалинске инационально-культурная автономия,  также, в самом Южно-Сахалинске и некоторых городах проходят Сабантуи и татарские концерты.Что касается религии – то здесь всё несколько сложнее, на всем острове нет ниодной мечети, а сами татары ещё очень далеки от самой религии, есть и такие,кто и вовсе перешел в христианство. И, хотя, семь раз с материка сюда приезжалитатарские муллы, да и сами татары несколько раз пытались выпросить землю дляпостройки мечети, реальных результатов это пока не дало, словом – насегодняшний день ислам на Сахалине живет лишь за счет мусульман Кавказа иСредней Азии.
   Такесть ли будущее у татар на Сахалине?
   Этоочень сложный вопрос, так как лично я не вижу будущего на Сахалине даже длярусских, и если так будет продолжаться и дальше, их, в ближайшем будущемпоглотят японцы или китайцы. Жители острова очень ущемлены с социальной иматериальной точки зрения, ведь всё их богатство - лес, рыба, газ и нефть простоотбирается Московскими богачами, а простой народ сидит без работы, денег иникакой защиты. Здесь люди до сих пор живут в бедноте 50-ых годов прошлого века,некоторые до сих пор живут в деревянных бараках и до сих пор жгут дрова. Втаких условиях - часть населения просто исчезнет сама по себе, другие –предпочтут перебраться на материк, это должно беспокоить и татар. Если бы состороны правительства Татарстана или России была разработана программа по поддержкежелающих вернуться, многие бы уже вернулись, но такой программы нет. Значит,проживающие на Сахалине татары должны организовать свое возвращение сами, атем, кто останется - придется постараться, чтобы не только выжить, но исохраниться как нация. Готовы ли они к этому, нужно ли им это – это уже другойвопрос. Ещё раз вынуждена повторить: если у правительства не будет отдельной особойпрограммы для острова Сахалин и его жителей, а политика грабежа по отношению костровитянам так и продолжиться, будущего на острове не будет ни у татар, и ниу русских.
   Да, насегодняшний день на Дальнем Востоке, и, в частности, на Сахалине, татарскаяистория и татарская жизнь ещё есть, и изучать эту древнюю историю нужно ещё долго,где бы мы ни жили, хранить свою национальную идентичность и веру нужно везде. Изучатьэту историю понадобиться нам для того, чтобы отстаивать свое право как древнийи коренной народ, ведь как и куда повернется жизнь, точно не знает никто из нас.Сохранение же своей татарской идентичности, языка и религии может понадобитьсянам для того, чтобы вновь пустить корни в свою исконную землю, ведь также, каксолнце встает с востока – так и нация наша, когда-то, начала свой далекий путьименно с востока... И будь народ наш сильным духом и верой – он сможет вновьвстать на ноги, и даст миру новых Чингисханови Атилл, иншаллах!

                          
   Хочу выразить особую благодарностьпредседателю татарского областного общества “Туган тел” острова Сахалин – Валитовой Закие и другим моим соотечественникамза оказанное содействие в этой поездке.


ФаузияБәйрәмова,
Писатель,кандидат исторических наук.

                                  
   (Доклад был подготовлен для выступления на 5 съезде Всемирного конгресса татар в Казани, 7  декабря 2012 года).
 Татар бугазында - Татар байрагы! 8.09.12. Сахалин.
 Көньяк Сахалинск шәһәрендә татарлар һәм рус галимнәре белән очрашудан соң... 14.09.12.
Сахалинда ярты гасыр яшәгән татарлар белән - Азат абый һәм Тамара апа Абдуллиннар. Холмск. 9.09.12.

Сахалин татарларының лидеры Зәкия Вәлитовага - миили сөлге... 14.09.12. Сахалин.
 Оха шәһәрендә 102 яшьлек Миңсылу әби Бәдретдинова белән... 18.09.12. Сахалин.
 Ныш авылында татарлар белән очрашу... 20.09.12. Сахалин.
 Оха шәһәре тирәсендә, Охот диңгезе буенда, татарларны атып үтергән урында... 17.09.12. Сахалин.
 Александровск-Сахалинск шәһәрендә каторжан татарларның мәчете...
 Александров-Сахалинск шәһәренең каторжаннар музеенда, кул-аяктагы Рәсәй богаулары белән... 22.09.12. Сахалин.
 Көньяк Сахалинск шәһәрендә татарлар белән очрашканнан соң... 23.09.12. Сахалин.
 Советское-Айханә авылында татарлар белән очрашу... 24.09.12. Сахалин.
 Айханәдә татар зираты...
 Көньяк Сахалинскида татарларның милли-мәдәни автономия вәкилләре белән очрашу... 24.09.12. Сахалин
 Япон диңгезе буена. Корсаков шәһәре янында... 11.09.12. Сахалин.