Татарская пословица

"Если золото упадет в грязь, оно не станет из-за этого медью ", татарская пословица

01/04/2015

Татарка,сожженная в огне…

Если для татарского народа самойбольшой потерей является взятие Казани Иваном Грозным и утратагосударственности, то самая большая трагедия в ее истории, возможно, этонасильственные крещения в XVIIIвеке. Эта тема довольно мало изучена, она подобна незаживающей ране в сердценарода, это знак вечного позора и греха завоевателей… Но обе стороныпредпочитают умалчивать об этих кровавых событиях, хотя все произошлосравнительно недавно и татарскому народу извинений никто не приносил! За то,что подвешенных за руки и ноги татар крестили против воли, вернувшихся вновь всвою – мусульманскую – религию публично сжигали на кострах, за продажу татар врабство и за обречение их на вечное заключение за железные решетки – за всесодеянное зло никто не попросил прощения, не раскаялся – ни Российская империя,ни православная церковь… Поэтому и поныне повторяются варварские действияпротив татар-мусульман, нет никакого уважения к нашей религии, в этой стране мылишены всех прав. А православие остается государственной религией ихристианизация ведется на государственном уровне – через радио и телевидение,печать, через школы…Самой главной целью Российской империи после взятия Казаниостается политика тотальной христианизации и русификации всех проживающих на еетерритории национальностей, в том числе и татар. Если ранее это претворялось вжизнь открытым образом, то сейчас данная политика ведется в более изощренной,скрытой, коварной форме.
Я уже писала и рассказывала отатарских мужчинах , подвергнутых в Екатеринбурге по указу царя сожжению заживоиз-за нежелания креститься. Но когда узнала о женщинах, которых постигла та жетрагическая участь, мое тело и душа воспылали от гнева и возмущения, словноменя саму жгли на костре! Верить в такое было очень трудно, почти невозможно,и, чтобы удостовериться в подлинности данной информации, в лютую морознуюпогоду я отправилась на Урал, в Екатеринбург – место кровавых событий…
Воздвигнутый в 1723 году поприказу Петра I прямона татарской крепости и названный в честь царицы Катеринбургом этот русскийгород стал для татар самым настоящим адом. Он был образован с одной целью –усмирить восставших татар-нугайцев-башкир-киргиз-кайсаков – и с первых же днейпревратился в площадь для пыток. Необходимо также отметить, что за довольнокороткий срок город стал чугунолитейным центром, а в железных рудниках внепосильном труде сгибали спины превращенные в рабов татаро-башкиры,вогул-остяки, киргиз-кайсаки. Насильственное крещение и рабство сталинеотделимы, так как рабы, трудящиеся бесплатно, по закону должны были бытьхристианами, русским категорически запрещалось находиться вблизи или проживатьпо соседству с мусульманами. В связи с этим в те годы регулярное русское войскосовершало постоянные набеги на уральские татаро-башкирские села, уничтожалисьсотни населенных пунктов, тысячи татарских мужей, а оставшиеся в живыхподвергались крещению и становились рабами русских. Исторические справкисвидетельствуют о том, что на Ирбитской ярмарке рабов продавали за 20-25копеек, а калмыцкие дети вообще «стоили» 10-15 копеек.
   16 февраля 1736 года русская царица Анна Иоановнаиздает новый указ относительно татар, по которому у них изымались земли, сюдадолжны были поселить (тоже против своей воли) русских крестьян и христиан-каторжан.Царица распорядилась без сожаления избавляться от татар-башкир, выступавшихпротив данного указа, их имущество разгромить, а оставшихся в живых отдать врабство русским или же сослать на вечную каторгу. 16 ноября 1737 года ею былиздан специальный указ, в 7-ом параграфе которого содержалось следующее:«…калмык и других наций, которые, как известно, крещены бывают и хозяевамдостаются больше малолетние, дозволяется всякому крестить и у себя держать безвсякого платежа подушных денег, одной запиской в губернских и воеводскихканцеляриях». В итоге не только русские генералы и владельцы заводов, дажеобычные солдаты имели по несколько рабов татар-башкир. А чтобы заполучить их,нужно было сначала разгромить деревни, убить мужчин и взять в плен женщин и подрастающихдетей.
Для осуществления этихзлодеяний, в дополнительном порядке в Закамье было направлено 22-тысячноерусское войско. Русские генералы Кириллов, Татищев, Румянцев, Соймонов, Хрущеви др. приступили к ликвидации татарского народа между Волгой и Уралом. Только в1736-1737 гг. в этих местах было сожжено 696 татарских сел, свыше 17 тысячтатар убиты под пытками, 4 тысячи – сосланы навечно, 10 тысяч татарских женщини детей переданы в рабство русским. Среди насильственно крещенных и отданных врабство татарских женщин оказалась и 60-летняя мусульманка, которая позднеебыла сожжена.
И вот, наконец, эти документы уменя в руках…
В Государственном архивеСвердловской области, расположенном в самом центре Екатеринбурга, хранятся дажесамые короткие приказы русских генералов, написанные 270 лет назад. Но от этихпожелтевших реликвий веет печалью смерти, кажется, что слышны стоны горящих накостре татар. В одну книгу, в которой зафиксированы кровавые события всего лишь1739 года, подшиты тысячи страниц, на ней стоит печать с двухглавым орлом.Документ охраняется Российским государством как зеница ока. Эта книга смертипод названием «Фонд №24» состоит, в основном, из отчетов о восстанияхтатар-башкир и киргиз-кайсаков в 1739 году, в ней пишется о постигших этихлюдей наказаниях, о доносах, фиксированы допросы и приказы по этому поводу.  В каждый год XVIII в. были начаты такие толстые амбарные книги, вних фиксировались многочисленные факты, связанные с восстаниями и наказаниями.Завоеватели считали себя настолько правыми, что находили оправдания даже такимзверским поступкам как сожжение людей, якобы таким образом они сохранялиимперию и христианскую религию!
В архивных документах имя тойсожженной татарки записано как Кисанбика Байрасова (на татарском Кисэнбикэ,Кинжэбикэ или Хоснибикэ). Все документы представляют из себя рукописи настарославянском языке, есть в них и исправления. Во всяком случае, в те временаписари были очень аккуратными, исправленные записи в архивах нерегистрировались, поэтому возникает вопрос: а не вносились ли эти исправленияпозднее? Особенно сомнительна зачеркнутая запись в графе “национальность” –“татань”, т. е. татар, где рядом тонкими буквами записано “башкирка”. Видно,что ученые более поздних лет тщательно поработали над этими документами и,возможно, внесли поправки. Ведь была же исправлена такая важная запись какцарский указ от 1738 г. о сожженном в Екатеринбурге татарине ТойгелдеДжулякове, где вместо “Ты, татарин Тойгелде” башкирские исследователи написали“Ты, башкир Тойгелде”. Возможно, и в случае с Кисанбикой Байрасовой произошлочто-то подобное.
А на самом деле, кто же она –Кисанбика Байрасова, за какие грехи она русским государством была предана огню?В архивных документах содержится ответ и на этот вопрос. Она родилась и вырослав с. Сакаул Катайской волости (ныне село находится в Сосновском районеЧелябинской области), оно расположено недалеко от с. Муслюмово. В 1736 г. сотнитатаро-башкирских деревень этих мест согласно царского указа были подвергнутыразгрому отрядами генерала Василия Татищева, тысячи мусульман погибли другиепопали в плен. 60-летняя  Кисанбика Байрасовабыла в их числе. Вместе с остальными ее доставили в Екатеринбург, мусульманку,не знавшую ни слова на русском языке, крестили против воли, нарекли Катериной ипередали в крепостное рабство переводчику Кириаку Кондратовичу.
Принужденное хождение в церковьи ношение креста были невыносимы для Кисанбики-Катерины, и она при первой жевозможности сбежала, за ней подалась и другая крепостная молодая татарка,которая жила у Татищева. Но в незнакомом городе беглянок нашли быстро, наказалирозгами. Только свободолюбивую мусульманку ничто не могло удержать, во второйраз Кисанбика бежала с татарской «дворовой женкой» русского чиновника ИванаЗорина. Вновь рабыни были пойманы, на этот раз их избили плетьми. В сентябре1738 года ночью Кисанбика снова пустилась в бега, переплыв реку Исеть,окольными путями вернулась в родной Сакаул. Но, чтобы не подвергать опасностисвоего сына Бикчантая и односельчан, тщетельно подумав, она решила пройти междуУральскими горами и скрыться из глаз русских. Как свидетельствуют документы,далее Кисанбика около месяца жила у башкирского старшины Мандара. Тот, узнавчто она крещенная,   посоветовал ей вернуться в Екатеринбург,сдаться властям, передал ей «сопроводительное письмо» и выпроводил из своегодома. Но женщина порвала это письмо, возвращаться обратно в Екатеринбург нестала, судьба привела ее в Дуванскую волость нынешнего Башкортостана. Две ночиКисанбика провела у родного брата Разге Байрасова, но была поймана абызом  Махмудом Мемеделиным, под конвоем «верныхбашкир» отправлена в Екатеринбург. Ее тут же заковали в кандалы и посадили втюрьму, затем начались допросы в Канцелярии Горного завода.
Как видно из архивныхдокументов, Кисанбике вменялось возвращение в ислам после крещения, а в этомотношении закон был очень жесток, ослушавшихся ожидала верная смерть черезсожжение. Об этом говорилось еще в принятом в 1649 г. «Соборном Уложении»,царский указ от 12 сентября 1728 года еще раз подтверждал это. По закону, вестьо беглянке доставили до царицы, та немедленно издала указ о казни. «По Указу ЕеИмператорского Величества… оной татарке за три побега и что она, будучи в бегах,крещенная, обусурманилась,учинить смертную казнь – сожечь!» – такие словасодержатся в приговоре по делу Кисанбики Байрасовой от 8 февраля 1739 г. 14марта того же года генерал Соймонов, подведя итог этому дела, приказал:
«Пойманную татань-башкирку,которая была крещена и дано ей имя Катерина, за три побега и что она, оставяЗакон Христианский, обусурманилась, за оное извольте приказать на страх другимказнить смертию – сжечь, дабы впредь, на то смотря, другие казнились». (ГАСО.Ф.24. Оп.1. Д.818. Стр. 243-245.).
Как свидетельствует тот жедокумент, 30 апреля 1739 г. Кисанбика Байрасова была заживо сожжена на площадив центре Екатеринбурга. Все было исполнено по закону, по порядку – приговоррусские военные прочли вслух, переводчик изложил его содержание на татарскомязыке, попы исполнили церковные песнопения, музыканты били в барабаны и игралина медных трубах… в это время на глазах у всех на костре горит татарскаяженщина- мусульманка… Она распрощалась с жизнью лишь из-за того, что хотела бытьтатаркой, жить по исламским канонам и противилась православию, крещению,русскому рабству... Она стала жертвой ради религии предков, своей нации, уходитиз этого мира шахидом за свою веру, за свой народ… Пусть же душа ее покоится враю! А на площадь у побережья реки Исеть пригнали всех татар-башкир,кайсак-киргизов из близлежащих населенных пунктов: смотрите, мол, бойтесь, остерегайтесь,если не подчинитесь и пойдете против империи, вас ожидает та же участь – будетегорить синим пламенем - это хотели донести русские правители до непокорных…
На той площади, где 273 летназад была сожжена татарка Кисанбика, ныне стоит памятник Ленину. Недалекорасположена церковь «Храм на крови», воздвигнутый в память о расстреляннойсемье последнего царя государства Российского – Николая II. Кровавая эпоха, начавшаяся сожжением татар накостре, для самой России завершилась трагедией, уничтожением царского рода. Этобыл знак свыше, но извлекли ли из этого урок правители, попросили ли прощения умусульман, раскаялись ли? Российская империя и православная церковь наколенях должна просить прощения у татарского народа за насильственное крещениеи за многовековой гнет!
   Почему же потомки сложивших головы, погибшихна кострах за свою веру татаро-башкир сегодня по своей воле вешают кресты нашею, меняют свой родной язык на русский? Возможно, сожженные Кисанбика,Тойгелде были или моими или твоими предками, а их души ожидают возрожденияислама и его традиций, процветания нации? Есть кому прочесть молитву им в этомкаменном городе, в этом народе?!
До меня дошла весть о том, что вЕкатеринбурге, недалеко от места, где были преданы огню Кисанбика, Тойгелде, идругие татары,  началось возведение самойбольшой мечети Евразии. Может, она станет священной данью в честь нашихпреданных своей вере предков и станет называться Мечетью Шахидов-Мучеников. Идо конца света в ней будут произноситься молитвы за нашу религию, за нашу нацию,иншаллах!

                        Фаузия Байрамова,
          писательница, кандидат историческихнаук.