Татарская пословица

"Если золото упадет в грязь, оно не станет из-за этого медью ", татарская пословица

18/04/2015

Академик Рашид Сюняев получил медаль Франклина по физике за 2012 год


Рашид Сюняев (фото fi.edu)

       Институт космических исследований РАН сообщил о том, что Институт имени Франклина присудил медаль Франклина по физике за 2012 год академику Рашиду Сюняеву за «фундаментальный вклад в понимание ранней Вселенной и свойств черных дыр».
      Напомним, что Рашид Сюняев является главным научным сотрудником Института космических исследований РАН и является разработчиком теории, которая описывает причины возникновения рентгеновского излучения в аккреционных дисках в двойных системах, в которых одна из компонент - черная дыра или нейтронная звезда. Также именно он открыл, что реликтовое излучение со временем рассеивается на электронах (так называемый эффект Сюняева - Зельдовича).
      Медали имени Бенджамина Франклина ежегодно присуждаются по 7 дисциплинам: химии, компьютерным наукам, наукам о Земле и окружающей среде, электротехнике, наукам о живом, механике и физике. Медаль имени Франклина является одной из наиболее престижных наград в физике.
      Первая медаль была присуждена в 1915 году. Среди лауреатов Нильс Бор (1926), Макс Планк (1927), Альберт Эйнштейн (1935), Стивен Хокинг (1981) и другие всемирно известные ученые.

Источник: http://www.km.ru/

Рашид Сюняев: «Путин страшно заинтересовался: а что же это такое – темная энергия?"

Источник: http://www.business-gazeta.ru


ЗНАМЕНИТЫЙ АКАДЕМИК РАССКАЗАЛ, ЧТО ЗАЩИТИТЬ ЗЕМЛЮ ОТ АТАКУЮЩЕГО АСТЕРОИДА МОЖНО, ПОСТАВИВ НА НЕГО ДВИГАТЕЛЬ И ИЗМЕНИВ ОРБИТУ, И НЕ НУЖНО БУДЕТ ЕГО ВЗРЫВАТЬ

      В академии наук РТ отметили 70-летие астрофизика Рашида Сюняева, человека, для которого расстояние до ближайших звезд «очень маленькое – всего несколько парсеков». Он привык оперировать другими, непредставимыми цифрами – в миллионы, в миллиарды раз больше. Сфера интересов академика потрясает воображение – астрофизика высоких энергий, космология, черные дыры и нейтронные звезды… Вчера корреспондент «БИЗНЕС Online» расспросила юбиляра о теории многоликой Вселенной и возможности наблюдать в телескоп прошлое Земли, а от трех его сыновей и дочери услышала немало интересного об их прославленном отце.


Президент академии наук РТ Ахмет Мазгаров вручает академику Сюняеву Золотую медаль АН РТ «За достижения в науке»


…ИЛИ НЕ ДАВАЙТЕ МЕДАЛЬ

       Юбилейные торжества в академии наук РТ в честь 70-летия академика Рашида Сюняева получились яркими. С необычными подарками юбиляру и от юбиляра - казанским коллегам-астрономам (три ноутбука). С тремя интереснейшими докладами – самого юбиляра, его ученика и соратника, ведущего научного сотрудника Института космических исследований РАН, почетного академика АН РТ Марата Гильфанова (его посвященное учителю выступление называлось «Полвека в науке: от теории аккреции и физической космологии до рентгеновских спутников») и сына Рашида Алиевича – профессора Гарвардского университета Шамиля Сюняева (тема - «Геном человека и геномы других организмов»).
Открыл юбилейное заседание президент академии наук РТ Ахмет Мазгаров. Он вручил Сюняеву - «выдающемуся астрофизику современности, славному сыну татарского народа» - Золотую медаль АН РТ «За достижения в науке».
Золотая медаль явно обрадовала академика, у которого вообще-то наград не счесть. Он с удовольствием и не без юмора заметил: «Это первая золотая медаль, которую я получаю в моей родной стране!» И… призвал академию наук РТ не снижать планку:
- Значение медали за вклад в науку, премии за успехи в науке - любой научной награды - во многом определяется для меня и списком людей, получивших ее до тебя. В этом плане золотая медаль АН РТ уникальна, ее получили пока только Минтимер Шаймиев и Роальд Сагдеев. Это два человека, которых я бесконечно уважаю. Поэтому я считаю эту медаль особо почетной… И крайне важно, чтобы президиум АН РТ не снижал планку! Находите людей такого плана или не давайте (медаль)…
       Поздравляли академика Сюняева самые известные ученые республики, каждый из которых говорил много теплых слов. От Казанского федерального университета (Сюняев - его почетный профессор) – ректор Ильшат Гафуров. От астрофизиков Казани - завкафедрой астрономии и космической геодезии, академик Наиль Сахибуллин (стихами!). От Казанского физтеха, КФТИ - его директор, академик Кев Салихов
       Поздравления от первого президента РТ Минтимера Шаймиева и спикера госсовета РТ Фарида Мухаметшина (он в Страсбурге, прийти не смог) передала вице-спикер Госсовета РТ Римма Ратникова.


Академик Рашид Сюняев и президент АН РТ Ахмет Мазгаров


Я ШЕПНУЛ САГДЕЕВУ: «МОЖЕТ, МНЕ ПАРУ СЛОВ ПАПЕ ПО-ТАТАРСКИ СКАЗАТЬ?»

       Начиная доклад, Сюняев порадовал присутствовавших в зале журналистов, заметив, что хотя бы раза два в неделю непременно заходит на сайты татарстанских газет, чтобы быть в курсе новостей республики.
Рассказывая о своей биографии, показал фото, где он сам и его начальник в то время – директор Института космических исследований Роальд Сагдеев  на приеме у Папы Римского. И вспомнил такой эпизод: «Нам сказали, что Папа говорит на любом языке, и каждый может на своем языке с ним разговаривать. Я шепнул Сагдееву: «Может, мне пару слов Папе по-татарски сказать?» Он: «Не стоит». А там с Папой говорили по-немецки, по-английски, по-французски, по-украински…»


Академик Рашид Сюняев с сыном Шамилем, который тоже выступил с докладом на юбилейных торжествах в АН РТ

       Рассказал академик Сюняев и о том, что в его жизни особую роль сыграли два человека – его отец и академик Яков Зельдович.
Про Зельдовича Рашид Алиевич рассказал забавный - и удивительно показательный - случай. Молодой ученый Сюняев выступал с докладом в ФИАНе (Физическом институте им. Лебедева РАН), и аудитория категорически не восприняла новые идеи. Один из убеленных сединами ученых так и заявил: «Все неверно! Этого не может быть!»
- И тут, где-то уже в конце доклада, когда я совершенно побит, заходит Зельдович. Видит ситуацию и говорит одну фразу: «А Рашид-то прав». И тут смотрю – весь этот зал начинает кивать головами! Тогда я понял, что значит, когда за тобой стоит тяжелая артиллерия…

ВО ВСЕЛЕННОЙ 3 МЛН. СВЕРХМАССИВНЫХ ЧЕРНЫХ ДЫР

       Довольно быстро, за 15 минут, закончив с биографией, Рашид Алиевич перешел к своей научной работе. Рассказывал, естественно, не обо всем, чем занимается, на это никакой лекции не хватило бы, продолжайся она хоть весь день, ведь в сфере научных интересов академика - астрофизика высоких энергий, космология, теории фонового излучения Вселенной, физика межгалактической среды… Завораживающе звучат темы его научных исследований: исследование взаимодействия излучения и плазмы в экстремальных астрофизических условиях: в ранней Вселенной, в ядрах галактик и квазарах; методы поиска и отождествления черных дыр и нейтронных звезд…


Профессор Гарвардского университета Шамиль Сюняев выступает с докладом на тему  «Геном человека и геномы других организмов»

       Рассказывал академик так, что в зале не то что перешептывания, шорохов не было слышно… Особенно удивляла легкость перехода от гигантских величин до исчезающе малых - астрофизика оперирует и теми, и другими.
Попробуйте представить: 1,5 тыс. галактик, которые находятся в общей гравитационной яме. Скорости этих галактик – примерно 1 тыс. км в секунду (!). Пространство между галактиками заполнено горячим газом с температурой от 30 до 100 млн. (!) градусов… Во Вселенной 3 млн. сверхмассивных «черных дыр». А вот уже другая цифра, с которой тоже имеет дело астрофизика: плотность в том самом скоплении галактик – один электрон на 30 кубических сантиметров (как его там вообще нашли?).

ПУТИН И ТЕМНАЯ ЭНЕРГИЯ ВСЕЛЕННОЙ

       Сюняев увлеченно говорил о том, что лишь несколько процентов в массовом скоплении галактик – звезды, 15% – горячий газ (температуру помните?), а 80% - «мы не знаем, что это такое!» Это темное вещество (видимо, во всех смыслах темное). «Мы исследуем свойства этого темного вещества, но никто его в лаборатории пока увидеть не может».
Академик рассказал: «В скоплении галактик можно обнаружить еще и свойства темной энергии. Владимир Владимирович Путин приходил, смотрел наш проект спутника и страшно заинтересовался, спрашивал, а что же это такое – темная энергия? Эту темную энергию, я думаю, никогда люди не смогут наблюдать в лаборатории». Единственный способ узнать о ней (а это, по словам Сюняева, «сила, которая движет миром сегодня») - наблюдения в скоплении галактик…

МЫ ПОКА НЕ ГОТОВЫ ЗАЩИЩАТЬ НАШУ ЗЕМЛЮ, ЭТО ВСЕ ПОНИМАЮТ

       Академик Сюняев ответил на вопросы из зала, а потом - и от журналистов. Газета «БИЗНЕС Online» подробно рассказывала про удар из космоса в феврале этого года, когда над Челябинской областью взорвался метеорит, массу которого оценивают примерно в 50 т, а диаметр – в 3 метра. Есть ли вероятность, что наша Земля в течение ближайших 100 - 200 лет встретится с очередным космическим гостем?
- Конечно, есть!.. Об этом сейчас много людей думает. Страшное дело то, что никто из военных – ни у нас, ни в Америке, ни в Китае – этот астероид просто не заметил…


В зале на юбилейном собрании, посвященном 70-летию академика Сюняева

       Академик подчеркнул, насколько важно заранее знать о таком «нападении» на Землю:
- Если астероид маленький, и он может уничтожить в сельской местности район размером 50 на 50 километров, надо эвакуировать этот район, если вы можете за день предупредить людей. Астрономы это смогут сделать… Но если это грозит миллионному городу – вот здесь нужно думать, что можно сделать, как… Есть разные проекты. Но все это требует гигантского финансирования. Мы пока не готовы защищать нашу Землю, это все понимают.


Подарок юбиляру от ректора КФУ Ильшата Гафурова

       На вопрос о том, можно ли взорвать метеорит, летящий к Земле, академик ответил так:
- Это самый простой способ, который приходит в голову. Но не все так просто. Потому что иногда, может быть, лучше, если одно большое тело упадет. Это надо все просчитывать… Можно поставить к астероиду двигатель, который тихо-тихо будет его толкать. Наша Земля очень маленькая, и если достаточно далеко на астероид поставить такой двигатель, можно его орбиту чуть-чуть изменить, так что он пролетит мимо. И не нужно будет ничего взрывать, и легче доставить такой двигатель… Люди думают сейчас о разных возможностях. Самое главное – обнаружить заранее, предупредить и посмотреть, что можно сделать…
Мимоходом академик заметил, что «астрофизика вдруг стала прикладной наукой».


В ОЧЕНЬ МНОГИХ ДИАПАЗОНАХ НАША ЗЕМЛЯ НАМНОГО ЯРЧЕ СОЛНЦА


       Совершенно фантастические «сюжеты», о которых рассказывал академик, подтолкнули корреспондента «БИЗНЕС Online» к тому, чтобы задать ему почти фантастические вопросы.


Завкафедрой астрономии и космической геодезии, академик Наиль Сахибуллин подарил академику Рашиду Сюняеву картину, заметив, что она выполнена на шкуре теленка, взращенного на территории Татарстана


       - Рашид Алиевич, в интервью вы говорили о том, что в астрофизике каждый год приносит новое знание, что, быть может, мы заглянем далеко в прошлое, сможем поговорить о времени, когда возраст Вселенной составлял ничтожные доли секунды. А не будет ли возможности наблюдать в телескоп прошлую жизнь на планетах, а с других планет – прошлое на Земле? Такая виртуальная машина времени? 
- Я думаю, это невозможно. Много лет назад люди не знали ни одной планеты, кроме планет Солнечной системы. Сегодня, я не помню точное число, но планет известно больше 800 штук у других звезд… Сейчас стоит задача - найти планеты такие же, как Земля, на которых примерно такая же температура, примерно такая же гравитация, на которых есть кислород и есть вода. То есть в принципе обязана быть жизнь… И вот на это брошено очень много людей. Когда у нас будет несколько сот планет, которые почти такие же, как наша Земля, думаю, мы очень много узнаем о зарождении жизни. Если на нашу Землю посмотреть издалека, то окажется, что в очень многих диапазонах частот – где у нас работают мобильные телефоны, телевизионные станции – наша Земля намного ярче Солнца… Я думаю, если бы рядом с любой из этих планет мы нашли что-нибудь такое, это была бы техногенная эра. Увидим мы это, нет?.. Мы сейчас наблюдаем планеты, они все очень близко к нам, расстояние до этих звезд очень маленькое – всего несколько парсеков… Это ближайшие к нам звезды, а мы говорим о расстояниях в миллионы, в миллиарды раз больше. И даже в этом ничтожном кусочке Галактики, рядом с нами, мы уже видим 800 планет. Вы представляете, сколько планет всего в этой Галактике?! То есть открываются совершенно необычные возможности, мы очень-очень много узнаем в ближайшие несколько десятилетий.


Стихами поздравил юбиляра от имени астрофизиков Казани завкафедрой астрономии и космической геодезии, академик Наиль Сахибуллин


       - Что все такое – наша Вселенная: возможно ли, что она находится всего лишь в каком-нибудь весеннем листочке другой Вселенной? А в каком-нибудь листочке на нашем дереве тоже живет целая Вселенная?
- Ну я не думаю, что в зеленом листочке есть Вселенная… Но есть такой ученый, профессор Стэндфордского университета Андрей Линде, вот он был одним из первых, кто выдвинул теорию многоликой Вселенной – о том, что имеется бесконечное количество Вселенных с совершенно разными параметрами. И что сейчас волнует физиков: есть ли какие-нибудь, хотя бы косвенные, подтверждения этому? Если другая Вселенная абсолютно независима от нашей, там другие физические законы, и мы их никак не можем познать…
Академик Сюняев сообщил, что 21 марта состоится, как он выразился, «громадная пресс-конференция в Париже», на которой ученые расскажут о новых результатах работы спутника Европейского космического агентства «Планк».


СЕМЬЯ СЮНЯЕВЫХ

       Редкий случай – на пресс-конференцию в АН РТ собралась вся семья Сюняевых – супруги и четверо их детей. По просьбе прессы три сына и дочь академика немножко рассказали о себе.
       Шамиль Сюняев (ответил на вопрос газеты «БИЗНЕС Online» об отце):
- Я не могу оценивать отца как ученый ученого, я работаю в совершенно другой области. Я могу оценить его либо как сын, либо с общих позиций, потому что понимаю, чем он занимается и каков его вклад в науку… От отца я взял трудолюбие в первую очередь, хотя не уверен, что достаточно удачно. Напористость, вдумчивость, целеустремленность… (Шамиль также рассказал журналистам, что он женат и у него двое детей).


Семья Сюняевых (слева направо): сыновья Шамиль, Усман, супруги Гузель и Рашид Сюняевы, дочь Зульфия, сын Али, президент АН РТ Ахмет Мазгаров

Усман Сюняев:
- Я единственный из сыновей не попал в науку, руковожу отделом IT в московском банке. Папа мне привил любовь к работе, что нужно работать 24 часа в сутки. Мама с папой подтвердят – если я приезжаю в отпуск, я в отпуске за компьютером работаю… Где бы ни находился, телефон все время разрывается. Будем надеяться, что когда-нибудь, когда мне будет 70 - 80 лет, кто-нибудь обо мне хорошее скажет. И я единственный, кто остался из семьи в России, живу в Москве… У меня две дочки: старшая Алия, младшая Алсу.

Али Сюняев (имя получил в честь деда):
- Папа для меня как главный начальник. Хороший начальник, скажу вам сразу, не тот, к которому идешь с хорошими новостями, а так пытаешься не попадаться на глаза, а идешь с любыми новостями… Я сам в университете в Кельне занимаюсь IT.

Зульфия Сюняева:
- Я учусь на врача (в Германии) последний год… (реплика от Рашида Алиевича: «Я очень рад, мама врач и дочка врач – очень хорошо!»)
Справка
       Рашид Сюняев (тат. Rəşit Ğali uğlı Sөnəyev, Рәшит Гали улы Сөнәев) - выдающийся советский и российский астрофизик, действительный член Российской академии наук.
Родился 1 марта 1943 года в Ташкенте, в татарской семье, происходившей из Мордовии. Обучался в Московском физико-техническом институте и аспирантуре МФТИ. Доктор физико-математических наук (1973), профессор. Возглавлял отдел астрофизики высоких энергий Института космических исследований (ИКИ) РАН, с 1992 года — главный научный сотрудник ИКИ РАН. Директор Института астрофизики общества Макса Планка в Гархинге (Германия).
       В сотрудничестве с Зельдовичем создал теорию, известную под названием эффект Сюняева - Зельдовича, согласно которой реликтовое излучение в космосе постепенно рассеивается под воздействием электронов.
Совместно с Николаем Шакурой разработал модель аккреционных дисков, образующихся при падении вещества на черную дыру и служащих причиной сильного рентгеновского излучения от двойных систем, в которых одной из звезд является черная дыра либо нейтронная звезда.
       Сюняев участвовал в важных исследованиях ранней Вселенной, включая исследования по рекомбинации водорода во Вселенной и возникновению угловых флуктуаций реликтового излучения. Он возглавлял команду, которая проводила наблюдения приборами на модуле «Квант», входившем в состав орбитальной станции «Мир». С помощью этого модуля в 1987 году было впервые зафиксировано жесткое рентгеновское излучение от сверхновой, связанное с распадом синтезированного при гибели звезды радиоактивного никеля, превращающегося в радиоактивный кобальт и затем в железо. Группа Сюняева в ИКИ отвечала за астрофизические наблюдения со спутников "Гранат" и "ИНТЕГРАЛ", а в данное время занимается подготовкой международного астрофизического проекта "Спектр-Рентген-Гамма". В Институте астрофизики общества им. Макса Планка Сюняев работает в области теоретической астрофизики высоких энергий и физической космологии, а также участвует в интерпретации данных космического аппарата Европейского космического агентства (ESA) «Планк».
       Академик Сюняев имеет многочисленные награды, в том числе это: премия Бруно Росси Американского астрономического общества (1988), премия по фундаментальным наукам Международной академии астронавтики (1990), мемориальная научная премия им. Джона Линдсея космического центра им. Годдарда, НАСА, США (1991), Робинсоновская премия по космологии Университета Ньюкасла, Великобритания (1995), золотая медаль Королевского астрономического общества (1995), золотая медаль сэра Месси Королевского общества и КОСПАР (англ.) (1998), золотая медаль Кэтрин Брюс Тихоокеанского астрономического общества (2000), Государственная премия РФ в области науки и технологий 2000 года за исследования черных дыр и нейтронных звезд с помощью рентгено- и гамма-лучевой астрофизической обсерватории GRANAT в 1990 - 1998 годы, международная научная премия (физика) им. Короля Файсала (2009), премия Киото (2011), медаль Бенджамина Франклина по физике за «фундаментальный вклад в понимание ранней Вселенной и свойств черных дыр» (2012) и т.д.
18 марта 2013 года награжден орденом «За заслуги перед Республикой Татарстан».
       Сюняев - член более чем 20 академий разных стран, в том числе почетный академик академии наук Республики Татарстан (1995).
(Из Википедии)

АлтайКай - "Баатырның Сүзләре"

Altai-Kai - "Эл jоным", "El Jonym"

Altai-Kai - "Кара-суу", "Kara-Suu"

Юбилейный концерт Зухры Сахабиевой, народной певицы Татарстана

Рустам Валиев - курай

15/04/2015

ДРЕВНЕТЮРКСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ «ТЭНГРИАНСТВО» - ГЛАВА VI : Ритуальные атрибуты

Рафаэль Нурудинович Безертинов


ГЛАВА VI

Ритуальные атрибуты

  
      Ритуалы — это возможность практического воздействия на окружающий мир с помощью разнообразных обрядов, жертвоприношений и молитв. В ритуалах заложены тайные Знания, Слова, Умение. Все это маскируется под разного рода обряды, жертвоприношения, речь. Знания — основа всякого ремесла, могущества и таинств. Несмотря на разнообразие тюркских языков, дублирующих и перекодирующих друг друга, Слово остается главным кто сообщает ритуалам и обрядам гибкость, устойчивость и жизнеспособность.

      Тюркские жрецы (ата-камы) установили, что для согласия с Природой и его биоритмами, а также для установления связи с Великим Духом Тэнгри, для тюрков подходит пятикодовая система. Из пятикодовой системы состояли многие обряды и ритуалы жизни тюрков. Например: древние тюрки признавали и обожествляли пять стихий, воплощенных в пяти личностях — земля, дерево, металл, огонь, вода. Эти воплощения составляли и цвета: Желтый — в центре, Синий — на востоке, Красный — на юге, Белый — на западе и Черный — на севере. Эти названия сохранились и как политические термины. Себя древние тюрки называли — кюктюрками (небесными тюрками) , император Китая назывался Кин-каган (Золотой или Желтый император). Впоследствии имя западного императора (русского царя) — Ак Падишах (Белый император).

      Оно вошло и в тюркский календарь. 12-летний животный цикл умножается на 5 — получается 60 лет или один человеческий век. Каждый из этих 12-летних циклов, по представлению древних тюрков, имел свой цвет: синий, красный, желтый, белый и черный.

      Мелодия тюркской музыки состоит на пятизвуковой системы, которую называют пентатоникой или пятизвучием.

      Строились по пятиричной системе и армия: воин, 10, 100, 1000 и 10000 человек.

Обряд рождения ребенка разделялся на 5 стадий: рождение, отпадание пупка, наречение имени и празднование рождения ребенка (бэбэй туй), на 40-ой день разрешения смотры ребенка, празднование годовщины ребенка.

      Для стариков, кто увидел свое пятое поколение, делали большой пир.

      Обряд захоронения разделен на 5 стадий: 1,3,7,40 день и годовщину. Так можно перечислевать и т.д. У других народов используется шестиричная или семиричная кодировка. Шести или семи кодировачная система широко используется в ритуалах и обрядах семитских религий (иудаизме, христианстве, исламе).

      Жертвоприношения. Тюрки—тэнгрианцы верили, что спокойствие в быту, в роду, на Родине, нарушалось или могло нарушиться под влиянием злых сил. Нарушенное спокойствие восстанавливалось принесением животного в жертву божествам, духам. Причем части жертвенного животного распределялись между тремя мирами: мясо съедали (средний мир), объеденные кости и суп выбрасывали в реку (подземный мир), а голову и шкуру сжигали или вешали на сухое дерево, чтобы их обклевывали птицы (верхний мир).

      Описания древнекитайских хронистов жертвоприношений хуннского периода настолько согласуются с тэнгрианскими традициями современности тюрков и монголов Центральной Азии и Восточной Сибири, что не нуждаются в дополнительных комментариях, а равно нет необходимости и в реконструкции святилищ, на котором проводились подобные обрядовые действия.

      Традиционной пищей тюрков, соответствующей их физиологии являются мясомолочные продукты. Поэтому тюрки в жертву божествам и духам приносили животных, дающих эти продукты. В зависимости от значимости божества или духа в жертву приподносили верблюдов, лошадей, баранов или ягнят. Верблюд показывал крайнюю важность причины, побудившей сделать жертву. Имели значение его масть и возраст. Верблюд должен быть белым. Поговорка “Распоролся желудок белого верблюда” употребляется при очень радостных случаях, например, при возвращении близких людей из опасного похода или дальнего путешествия, при рождения наследника у людей, которые давно этого дожидались. При подобных радостях, чтобы показать их важность и искренность, распарывали желудок верблюда, принесенного в жертву. Коня в жертву приносили рыжей, соловой, бело-серой масти. Баран для жертвы должен был быть белый с желтой головой или с лысиной. Приносили в жертву и первенцев в стаде, если они и не имели вышеприведенных примет. Если в жертву не хотели приносить любимую лошадь, то для этого у нее брали слюну и мазали рот животного, которого на самом деле приносили в жертву.

      Во время жертвоприношения Великому Духу Неба Тэнгри жертвенных ягнят умерщвляли старинным способом; поваленному на спину животному прорезали шкуру у грудной кости, просовывали в отверстие руку и обрывали аорту. При разделывания туши нельзя было пролить кровь на землю. Шкуру жертвенного животного снимали вместе с головой и конечностями, голову cрезали вместе с дыхательным горлом при разделке туши кости отделяли по суставам — рубить и ломать их категорически воспрещалось. После произнесения молитвы Тэнгре собранный скелет торжественно сжигали на шэрээ (алтаре), а шкуру натягивали на длинный шест. Мясо варили и бульон с кусочками мяса ставили на столик.

      Жертвоприношением руководил человек, знающий обычаи старины и слова жертвенной молитвы. Если жертвоприношение организовывалось государством, то оно проводилось массово и торжественно. Ну а если проводилось общинными силами, то оно соответствовало положению и состоянию семьи.

      Кропления. Ритуальное кропление чаще всего применялось при различных камланиях с жертвоприношениями, и в том числе со специально приготовленными напитками. К ним относятся свежее молоко утреннего удоя как в чистом виде, так и разбавленное чаем или водой. Наиболее важным для жертвенных целей у тюрков и монголов считалось кобылье молоко, как в чистом виде, так и перебродившее в кумыс. Другим молочным напитком, используемым для кропления, был айран или чегень — перебродившее коровье молоко. Молоко выступало у древних тюрков носителем качественных характеристик верхнего мира. Оно — воплощение белизны, символизирующее истинность, сакральную чистоту. Молочные продукты традиционно предназначались верхним божествам. Их очистительные функции универсальны для обрядовой практики всех тюркских народов.

      Кожаный или деревянный сосуд для приготовления кумыса, айрана назывался в тюркско-монгольском языке саба. Он служил своего рода индикатором природного изобилия и связанного с ним достатка семьи. “Саба наряду со значением посуда или сосуд в тувинском языке обозначает также еще женский детородный орган — уруг сабазы.”1 Далее для кропления применялся специально приготовленный напиток буза. Для приготовления бузы брали ячмень, специально посеянный в отдаленном месте, не оскверненном скотом, смешивали с водой, с добавлением молока и талкана (мука из поджаренного ячменя). Этой смеси давали забродить в течение суток и выкуривали из нее араке, которым совершали жертвенное кропление.

      Кропление применяли не только при жертвоприношениях на природе, но и в обрядах в домашних условиях. Например, кропление было обязательно при распивании араке во время приема гостей, далее в качестве жертвенного угощения духов предков или духов дома, которое часто сопровождалось бросанием кусочков мяса или молочного напитка в огонь. Кропление применяли на промыслах или в пути. Останавливаясь на привал, наливали чашку араке и кропили хозяевам видимых гор, долин, рек и т.д.

      Окуривание. К ритуальным атрибутам относилось окуривание дымом. Этот ритуал сохранился с древнейших времен. Окуривали ветками можжевельника или богородской травой. Окуривание применялось в основном для очищения больного или жилища, из которого изгонялся злой дух и т.д. Окуривали жертвенных домашних животных, жертвенный напиток и т.д.

      Опахало. Еще одним атрибутом жертвоприношения, является опахало, предмет, при помощи которого вызывали легкий ветерок. Цель приема заключалось в том, чтобы символизировало появление духов, с которыми вступал в контакт обмахиватель. Поскольку стандартного по материалу и форме ритуального опахала не существовало, то таковыми могли быть кусок ткани квадратной формы, прикрепленный к палочке, в виде флажка, ветвь березы, пучок веток или лент. В основном ритуальное обмахивание опахалом было приоритетом камов.

      Обмахивание опахалом совершали и рядовые верующие, как на бытовом уровне, так и во время общественных молений. Если кропление духам (огню, предкам и т.д.) проводилось хозяином или хозяйкой в семье ежедневно, то обмахивание опахалом не камами совершалось лишь во время моления Тэнгри, Йер-суб, хозяевам местности и т.д. Культовое значение ритуального вызывания ветра отразилось и в названии опахала: иелбәк. Исполнителя ритуального обмахивания называли иелбәкчи. Это название давалось только во время обряда.

      Утварь. Для проведения жертвоприношения или какого-либо религиозного обряда тюрки не держали специальной ритуальной утвари. Все, что “требовалось при проведении религиозного обряда, обычно изготовлялось на месте. Для кропления — из бересты делали палочки или маленький черпачек, который после использования либо сжигали, либо оставляли там, где совершали жертвоприношение. Не было и стационарных жертвенников. При жертвоприношении домашних животных устраивали жертвенное сооружение одноразового применения. Деревянную жердь, на которую вывешивали шкуру животного, принесенного в жертву, выставляли у березы, возле которой совершали обряд. Здесь же сооружали лабаз на четырех кольях, куда складывали кости жертвенного животного, съеденного во время ритуальной трапезы, — и все это оставляли на месте, как и устроенный для камлания односкатный балаган из березок, под который помещали жертвенную брагу в привезенной сюда посуде. Вареное мясо жертвенного животного ели обычно из деревянных блюд, бульон пили из деревянных чаш. Их после камлания убирали и снова пускали в хозяйственный обиход.”2

      После общественных жертвоприношений часто проходил дождь. Ветер, тучи, дождь представлялись тюрками как своеобразный ответ тех божеств или духов, к которым обращались люди с просьбой о потомстве, благополучии. Вымокнуть под дождем, который прошел после жертвоприношения, считалось хорошим признаком.

      После жертвоприношения начинались пиршества, а по их окончании, перед тем как разойтись, если верующие хотели знать принята ли божествами или духами предназначенная жертва, то делали так. Опустошенную пиалу от жертвенной араки или кумыса бросали в сторону от священного огня. Если пиала на донышко стала— это добрый знак. Если опрокинулась — значит жертва не принята.

      Суеверия. В древние и средние века верили в приметы и знамения. Небеса, по их мнению, подавали знаки. Но знак знамения замечали обычно не простые люди, а имеющие особый дар — это прорицатели, камы или “небесные люди.”

      Тюрки все необыкновенные явления природы считали священными. Дерево, одиноко растущее в степи, или уродливое растение с необыкновенно кривыми ветвями служили предметом поклонения. Проезжие навязывали на это дерево, одни — ленточки трех цветов (синие, желтые, белые) другие — куски платья. Рядом с деревом бросали чашки. Приносили возле дерева в жертву животных. Некоторые привязывали на дереве гриву лошади или шкуру белого зайца, ставили на ночь шалаш и, обращаясь к дереву брызгали на него кумысом.

      Храмы. Для возвеличивания мировых религий строились и строятся грандиозные, мощные сооружения, храмы, церкви, мечети, с затратой на них колоссальных сумм. В этих сооружениях верующий должен чувствовать себя маленьким, ничтожным, покорным “рабом божьим”. Ежедневные повторения канонических молитвенных текстов кодируют верующих на определенную установку. Эти закодированные люди превращаются в фанатиков. Они готовы жертвовать собой ради своих религиозных мировоззрений. Мало того, такие люди свои воззрения стараются навязать другим, идут на любые жертвы и устраивают трагедии вплоть до развязывания религиозных войн, в которых гибнут миллионы людей.

      В противоположность мировым религиям в тэнгрианстве не было необходимости строительства громадных и дорогостоящих храмов, так как от верующих не требовалось ежедневных молитв и посещения храма. В тэнгрианстве отсутствовали канонические молитвенные тексты.

      Тюрки строили небольшие храмы в честь божества или духов предков. К одной из существенных конструктивных особенностей такого храма относилось наличие всего лишь одного внутреннего помещения, предназначенного для сохранения символа божества. Помещение для проведения религиозной службы отсутствовало и церемонии проходили вне храма. Вход в храмы был разрешен только священнослужителям. По представлениям древних тюрков, такие храмы духи посещают лишь в календарные религиозные празднества. В остальное время духи находятся в других местах — в основном горах.


ЛИТЕРАТУРА
1. Русско-тувинский словарь. М., 1980. с. 249.
2. Потапов.Л.П. “Алтайский шаманизм.” Л, 1991. с.229.

Виктор Жалсанов - "Наян Наваа"

Хосоо и Трансмонголия - "Бүргэд"

Кони, на которых ездил Чингисхан

13/04/2015