Шолбан( тувинск.), Цолмон (монг.), Чулпан (татар.),
Солбон (бурят.), Солбан (хакас.), Чолмон (алт.),
Чолбон (якут., эвенкийск.), Цолви (ойрат-калм.), в мифах монгольских народов,
сибирских тюрок и некоторых тунгусских народов персонификация или дух - хозяин
планеты Венера, небесное божество. Выступает в ипостасях утренней и вечерней
звезды. В алтайской шаманской мифологии утренняя звезда (Тапах Чолмон)
характеризуется как солнечная, а вечерняя (Иныр Чолмон) - как лунная.
В
некоторых монгольских традициях вечерняя звезда - женщина; в эвенкийской -
также женщина, а утренняя - мужчина (хозяин всех звёзд). Согласно монгольским
мифам. Ц., находясь на небе, вызывает войны; оказавшись на земле, может
установить мир; чародей Шидургу предлагает изловить Ц. (спустить с небес),
чтобы на земле не было войн. В якутской мифологии Чолбон насылает холод на
землю; первый якут - шаман Чачыгар Таас пытался обрубить закрепу, с помощью
которой Чолбон держится на небе, чтобы тот провалился в нижний мир, но не довёл
дело до конца. По ойратским поверьям, в Ц. сосредоточена производительная сила;
женщины торгутов просят Ц. о детях (в развёрнутой метафоре он уподоблен
«фаллосу отца Цогпгая»). Эвенки считают Чолбона могучим и грозным божеством
(нельзя рассказывать сказки, когда он находится на небе). В хакасском шаманском
призывании Солбана называют «владыка-небо». В алтайском эпосе Чолмон живёт на
«дне неба»; в «белого Чолмона» превращается чудесный покровитель героя - старец
в золотой шубе с золотым костылём; облик «белого Чолмона» принимает также
вознёсшийся на небо конь героя (аналогичные мотивы имеются и в монгольском
эпосе). Для Ц. специфична связь с лошадьми, буряты почитают Солбона как
покровителя лошадей (и детей?).
У
бурят Солбон относится к светлым западным богам (тенгри), он - сын Заян
Саган-тенгри (см. в ст. Дзаячи) или Эсеге Малан-тенгри (в этом случае является
братом Сахядая-нойона). Солбон - небесный пастух стада Эсеге Малан-тенгри, либо
сам - владелец табунов небесных коней, имеющий в услужении табунщика Токлока (в
традиции балаганских бурят) или чаще Добёдоя (Добидоя, Догёдоя). Солбона, как и
Добёдоя, изображают всадником с арканом в руках. Солбону посвящают чубарого или
каурого коня (балаганские буряты посвящают чубарого коня Токлоку). По версии
балаганских бурят, Солбон имел любовную связь с Хатун-Малган, женой Хан-Баты, с
тех пор преследующего её за неверность. От этой связи родился Заян
Хитаран-зарин.
Источники:
1. Мифологический
словарь/Гл.ред. Е.М. Мелетинский - М.:'Советская энциклопедия', 1990 г.- 672 с.