Татарская пословица

"Если золото упадет в грязь, оно не станет из-за этого медью ", татарская пословица

10/01/2015

ТАТАРЫ : ВОПРОСЫ ИСТОРИИ, ЖИЗНИ, ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ


        



               Сегодня у нас в гостях дорогой и уважаемый всеми татарами человек – татарская писательница,публицист, ученый - историк, исследователь, кандидат исторических наук, видный общественный деятель, председатель партии «Иттифак», одна из лидеров татарского политического движения и политической оппозиции в Татарстане Фаузия ханым Байрамова. Фаузия ханым – автор более 40 книг, большого количества исторических статей, очерков. В 1986 году была принята в Союз писателей СССР, в 1990-95 гг. была избрана народным депутатом Верховного Совета Республики Татарстан. Является членом исполкома Всемирного конгресса татар. Деятельность Фаузии ханым Байрамовой чрезвычайно многогранна и плодотворна. Сегодняшняя беседа с ней лишь на некоторую долю сможет раскрыть поближе образ этого необыкновенного человека, активного общественного деятеля, матери двоих детей, также высокообразованных ученых.

          Фаузия ханым, основное содержание Ваших работ по истории относятся к истории татарского народа. Когда, как и почему Вы выбрали это направление?

         - Свою трудовую деятельность я начала как журналист еще полвека тому назад в районной газете. В начале 80-х годов я начала писать и художественные произведения, но еще не на исторические темы. К татарской истории  я пришла в те же  годы через запрещенную книгу русского ученого Михаила Худякова "Очерки по истории Казанского ханства". Она была напечатана в Казани в 1923 году, а когда Худякова расстреляли в Ленинграде как врага народа в 1936 году, весь тираж был уничтожен, осталась всего одна книга в Ленинской государственной библиотеке Казани. Вот копия этой книги попала мне в руки и перевернула все мое мировоззрение. "Сражение было окончено, - писал Худяков о взятии Казани русскими в 1552 году. - В городе была произведена страшная резня, так как командование распорядилось произвести поголовное избиение всех мужчин...Такова была жестокая расправа победителей с побежденными. Все мужское население громадного города было истреблено... Чудовищное избиение жителей взятой Казани составляло одну из самых тяжелых страниц татарской истории..."  И я видела величие и трагедию своего народа... Видела, как много лжи в официальной науке по отношению к татарам... И я решила посвятить себя открытию правдивой истории татарского народа. Это было 80-ые годы прошлого века. Сначала я решила вернуть честное имя Михаила Худякова в науку, написала о нем две документальные книги, у меня и дипломная работа, и диссертация по истории посвящена Михаилю Георгиевичу Худякову... 

             Какие трудности Вы встречали, идя по пути поиска заданной цели?


         - Когда я писала свои труды про Худякова, особых трудностей и препятствий не было, если не считать, что до меня на эту тему не только в СССР, даже по России не было ни одной монографии. Но когда я начала уже глубже копать историю татар с древнейших времен, когда начала поднимать вопросы насильственного крещения татар, когда начала отдельно изучать и освещать историю сибирских татар - начались неприятности и со стороны официальной науки, и со стороны властей, и со стороны некоторых татарских историков. Потому что в официальной науке все было уже разделено, определено по татарам - вот вам лояльный булгарский период, вот вам агрессивный золотоордынский период, вот все остальное и мы вместе на века - один народ, один язык, одна религия... Я и как историк, и как национальный политик, и как писатель не была согласна с такой трактовкой, потому что знала, что это не так. Что и до булгарского периода были золотые эпохи у татар - это и скифский, и гуннский,  и сарматский, и сакские периоды великой тюркской цивилизации. Что Булгар был уничтожен не татарами, а русскими в 1431 году... Что Золотая Орда - передовое, демократическое татарское государство, что русское государство было построено на основе и на развалинах великой Золотой Орды... Что на месте татарских городов - сейчас русские, на месте мечетей - возвышаются православные церкви, что часть татарского народа была насильственно крещена и вошла в состав русской нации уже как русские. 

              Какие основные большие и малые научные открытия Вы сделали при сборе исторического материала о татарском народе? Что Вас больше всего поразило?


           - В последние десять лет я тщательно изучала историю сибирских татар, написала несколько научно-популярных книг на эту тему, также написала исторический роман "Кучум хан". В этот период я работала в архивах Тобольска, Тары, Тюмени, Омска, Новосибирска, Екатеринбурга, Перми, Кургана и в других городах Сибири, была почти во всех городах Западной Сибири, начиная от Сургута кончая Салехарда, также в областях, начиная с Сахалина до Алтая и Урала. Я везде ищу живые мосты  истории, то есть, ищу татар, которые корнями связаны с этой древней историей. И везде их нахожу! Там, где когда-то жили татары, строили города, держали государства - там и сейчас живут татары! В Барабинских степях Новосибирской области, в глухих лесах Красноярского и Пермского края, на берегах Енисея и Иртыша, Оби и Ишима, в болотах Тобольской и Омской  области, в горах Урала и Алтая начиная с древнейших времен до сегодняшнего дня живут татары! У них еще хранятся древнейшие родословные-шеджере, они еще знают наизусть тысячелетние дастаны-эпосы, они еще могут показать скифские курганы за своими домами, у них еще жива историческая память.... Когда я изучала историю сибирских татар, пришла к мнению, что Татарский Мир начался именно оттуда - из Сибири,  что там сохранился огромный пласт скифской-гунской истории, что в языке сибирских татар сохранилась самая  древняя матрица тюркского начала прататар, которая стало источником для уйгуров, нугайцев, киргиз-кайсак-казахов, сарт-узбеков... Что некоторые сибирско-татарские дастаны древнее эпосов Гомера и их сюжеты идентичны... В Алтае мне показали арийские курганы-могильники, которым 7 тысяч лет! На юге Челябинской области я посещала памятник древней тюркской цивилизации Аркаим, изучала скифские курганы Курганской области, древние каменные балбалы в степях Тувы... Для меня однозначно стало ясно, что древние курганы Сибири - это памятники тюркско-татарской цивилизации! И я об этом начала писать... Писала с аргументами, делая ссылки на зарубежных ученых, на Российских ученых прошлых веков...Татары были не только кочевниками на коне, они строили сотни каменных городов, крепостей и кирмэн-кремлей - начиная от берегов Тихого океана до Кавказа и Дуная. Они создали десятки государств и империи, как Тюркский Каганат, Булгарское государство, Золотую Орду, Казанское, Сибирское, Астраханское, Крымское, Касимовское ханства, Нугайскую Орду... Я открыла Татарский Код – великой истории татар! И этим надо гордиться, и к этому надо стремиться...Я пишу не для ученых, не для академических споров, а пишу для своего народа, чтоб он знал свою историю и гордился ею... Кроме этого, я  в своем творчестве много внимания уделяю изучению темы насильственного крещения татар, долгие годы изучала и освещала тему о репрессированных татарах, написала об этом несколько книг. Также в моем творчестве есть большой пласт произведений на экологическую тему, так как я считаю ее очень важной геополитической проблемой, наравне с экологией души... 

               Почему Вы обратили внимание на экологическое состояние окружающей среды в которой живут татары?


          - Для меня тема экологии, тема защиты природы всегда была на самом первом месте, потому что от чистоты окружающей среды зависит очень многое - и здоровье, и красота, и гармония, и будущее... Такая прекрасная, очаровательная природа - нам великий подарок от Всевышнего, и мы должны беречь ее до конца земной жизни. И не зря, наверно, мое первое литературное произведение называется "Болын" ("Луг"), там отражается не только драматическая судьба запашных тысячелетних лугов в угоду чиновников-мелиораторов, но и одиночные души людей той эпохи, отстраненных от общества за инакомыслие... Для меня как писателя экология природы и экология души всегда шли  рядом и были одинаково ранимы.. Таковы мои ранние повести с символичным называнием үл балыгы" ("Рыба озерная"). "Канатсыз акчарлаклар" ("Чайки без крыльев") об одинокой душе Человека в условиях соцреализма - это - 80-е годы прошлого века... Это тоже мы...Потом пришли 90-ые годы, эпоха гласности, и стали открываться чудовищные злодеяния советской империи по отношению к своим гражданам. После Чернобыльской трагедии открылись еще и другие атомные катастрофы на территории России, одна из них - авария на атомном комбинате "Маяк" в 1957 году. Начиная с 1948 года  комбинат изготовил плутоний для первых советских атомных бомб, с тех времен здесь хранится 1 миллиард кюри радиоактивных отходов. На комбинате произошли многочисленные аварии с выделением в окружающую среду смертноносной радиации. Как я уже сказала, самой крупной и страшной аварией на "Маяке” был взрыв на хранилище радиоактивных отходов, доза радиоактивного заражения превысила Чернобыльскую в 200 раз, радиоактивное облако накрыло Челябинскую, Свердловскую, Курганскую, Тюменскую области. В зоне радиоактивного заражения радиусом в 300 километров оказались 217 населенных пунктов, облучались 270 тысяч человек. Впрочем, 42 населенных пункта и 12 тысяч человек все же переселили. В то же время большие татарские села, каждое с населением по 3-4 тысячи человек. были оставлены в зоне смерти, они и по сей день там медленно умирают. Я вот уже 20 лет изучаю эту тему, в 2003 году к этой проблеме подключился и Всемирный конгресс татар, членом исполкома которого я являюсь. Тогда нас, целую делегацию - ученых, писателей, юристов и журналистов направили в "зону смерти" изучать положение татар, живущих на радиоактивных землях. Мы были в татарских деревнях Челябинской области, в том числе в Муслюмове, Карабулаке, Кунашаке, Усть-Багряке и в других местах, встречались с людьми, посещали больницы, изучали архивы, участвовали в судах в защиту облученных радиацией татар... Я и после этого много раз была в этих местах, тщательно изучала историю болезни этих татар, работала с архивными материалами комбината "Маяк", посещала даже закрытый атомный город Озерск, где расположен атомный комбинат. Нам в этих поездках очень помогал Всемирный конгресс татар, с помощью конгресса мы превезли больным людям лекартства на многие тысячи рублей, книги, компьютеры... После этих поездок я написала книгу "Ядерный архипелаг или Атомный геноцид против татар" (2005), эту книгу перевели на немецкий язык, и она вышла в Германии под названием "Der Nukleare Archipl oder der atomare Genozid an den Tataren" (2006), 2007 году вышла книга "Татарская Караболка - 5- лет в объятиях смерти". Так же написала на эту трагическую тему художественное произведение - роман "Караболак" в двух частях (2005 г.). С книгой на немецком языке в 2007 году я участвовала на выставках Лейпцигской книжной ярмарки, была в Рейхстаге, встречалась с депутатами-экологами, провела встречи во многих городах Германии. Так же с книгой "Ядерный архипелаг или Атомный геноцид против татар" я была в Москве, вручила свою книгу многим Европейским посольствам, писала во все инстанции... В результате татарскую деревню Муслюмово из зараженного места преселили на другую территорию - более чистую, хотя бы через полвека, а Татарская Караболка осталось на месте и уже почти исчезает...В этой деревне до атомного взрыва жили 5 тысяч человек, а сейчас - около 200 больных раком татар.

            Ваши настойчивые действия в отношении спасения людей, попавших в экологическую катастрофу, дали положительный результат - были переселены около трех тысяч человек из зоны радиации. В наше время, если один человек спасает жизнь другого - это уже подвиг. Как Вы чувствовали себя, когда добились того, чтобы была спасена не одна тысяча человек?

        - Была, конечно, тихая радость, потому что эту помощь мы не афишировали, муслюмовцы даже сами не знали, из-за чего их все-таки переселили... Это был большой проект и большая помощь Всемирного конгресса татар и мое в том числе. Но в то же время я знала, что у многих этих людей уже хроническое облучение, что они не только сами, но и их потомки будут больны на 40 поколений, что они - татары, меченные атомом...Сегодня в селе Муслюмово каждый четвертый ребенок - мутант, то есть, генетически искалечен. Каждый пятый ребенок страдает болезнями сердца или дыхательных путей. Каждый шестой ребенок страдает болезнями желудочно-кишечного тракта. 70 процентов школьников имеет дефекты умственного развития, у них не развивается мозг или там находится вода. Даже у родившихся после 1997 года в крови имеется атомная метка - облучение... Моя главная задача - на примере этих облученных радиацией татар показать всему миру опасность атомных предприятий для всего человечества. Мое главное требование - прекратить дальнейшую деятельность "Маяка», консервировать атомное производство. Спасать других. Россия превратилась в мировую ядерную свалку, на "Маяк" завозят отработанное ядерное топливо из 22-х стран. Здесь также имеется 231 ядерное захоронение, в 17-и специальных хранилищах сбрасываются  жидкие радиоактивные отходы... Это очень опасное место для всего человечества, и Челябинский метеорит, который недавно взорвался в 80-и километрах от "Маяка» в воздухе - был предупреждением от Всевышнего... 

          В последнее время среди тюркского населения все больший интерес проявляется к древним верованиям татар - Тенгрианство, или вернее, религии Ак-джан. В этой религии на высокий уровень духовных верований поставлено уважительное отношение к Природе - матери. Как Вы думаете, смогли бы наши исконно татарские верования помочь восстановить окружающую среду, ведь не секрет, что на наших глазах все окружение постепенно "техногенно" превращается в невосстановимый ядовитый мусор?

         - Тенгрианство - это уже пройденный этап, детство тюркских народов, в том числе, и у татар. Впрочем, тенгрианство у татар не было ярко выраженно языческим, Күк-Тәңре (Кук Тэнре) для них был небесным божеством. Татары не поклонялись природе, камням, речкам, для них верховным божеством было Синее Небо, они думали, что главная сила находится там. И за это они и ислам приняли легко, Всевышный Аллах для них находился там же... И татары поняли, что Создателем, Творцом и неба, и земли, и этой прекрасной природы, и самих людей является Аллах. Татары в исламе уже более тысячи лет, ислам у них уже превратился в образ жизни, в мировозрение, в традицию и культуру... Они веками боролись, чтоб сохранить эту религию, тысячами умирали на этом пути, ислам у них уже на генетическом уровне, в крови... Даже у тех, кто еще не соблюдает всех требований ислама, он знает, что есть Всевышний Аллах, что мы пришли оттуда, и туда же вернемся... А что касается защиты природы - верующий человек как раз будет первым ее защитником, потому что и природа, и мы сами, и наше здоровье - это аманат-наказ  Всевышнего Аллаха! И за это будем держать ответ перед Аллахом. 

         Вы являетесь членом Всемирного Татарского конгресса. Какие вопросы Вы бы хотели внести для рассмотрения в отношении улучшения жизни татарского народа в рамках международного сотрудничества?

         - Вот уже 12 лет, как я стала членом исполкома Всемирного конгресса татар, я поднимаю вопрос о создании при конгрессе Всемирного комитета по защите прав татар. В 2003 году создали комиссию на общественных началах, она, конечно, не смогла работать, как хотели мы. Сейчас при конгрессе создали организацию Европейских татар, но они никогда и нигде не поднимают вопросы по защите прав татар. У нас, у татар, самое слабое место - это правозащитная деятельность, у нас ни в Европе, ни в России. ни в Татарстане нет ни одной правозащитной организации. Так дальше не пойдет, конечно. Придется обращаться то к Московским, то к Европейским правозащитникам, а им татарский вопрос не так понятен и близок... У нас пока от имени татарского народа на международном уровне выступают руководители Татарстана. официальные лица, а они сами находятся в Российских рамках. За рубежом очень мало знают татарскую историю, сегодняшние проблемы татар. В дальнейшем нужны будут независимые средства массовой информации, сайты, журналы, книги, пропагандирующие татар.

            Исходя из того, что Вы устойчиво выдерживаете позицию мусульман, встречались ли Вам затруднения при проявлении Вашей активности как женщины в татарском мусульманском обществе?

         -Я же давно нахожусь в оппозиции против этого режима и системы, а оппозиционеров многие отстраняются, в том числе, и религиозные деятели. Я же давно в политике, в 1990-1995 годах была депутатом Верховного Совета Татарстана, в 1990 году участвовала в принятии Декларации о независимости Татарстана, в организации референдума по этому вопросу в 1992 году, сама создала независимое Духовное управление мусульман Татарстана в 1992 году... Когда Татарстан стоял перед потерей независимости, я в 1991 году объявила политическую голодовку, прямо на площади Свободы, голодовка продолжалась 14 дней и закончилась нашей победой - Президент России не был избран в Татарстане! И всегда боролась за независимый Татарстан, за права людей, за права татарского народа, в том числе, и мусульман.  И люди знают об этом, есть уважение и понимание среди татарского народа, а это самое главное. 

            Каким вопросам Вы хотите посвятить свою дальнейшую литературную деятельность? 
         - Я сейчас пишу книгу о матери Чингиза Айтматова, всемирно известного писателя, мать которого была татаркой. Чтобы собирать материал для будущей книги, я была в Киргизии, работала в архивах города Кирова, посещала родину предков Нагима-апы - деревню Мачкара Кукморского района Татарстана. Тема не простая, очень ответственная и сложная. Есть спорные моменты, но положительного больше. Так же ждет на очереди книга об Абдрашите Ибрагимове, о сибирском татарине, о выдающемся религиозном деятеле - основоположнике в России политического ислама, еще в 1905 году организовавшего мусульманскую партию "Иттифак", об издателе многих газет и журналов в Казани, Петербурге, в Турции и Японии, о первом муфти Японии до войны... Моя задача как историка, как писателя - показать татарские исторические личности на весь мир , поднимать дух народа через примеры этих людей, создать галерею татарских властелинов ума и борцов за свободу, как хан Кучум. как Батырша, как Абдрашит Ибрагим и другие....Я написала 40 книг, посвященных моему народу. Как политический и общественный деятель я ярый противник террора и насилия, за прогрессивное развитие и светлое будущее татар.
На сегодня остается поблагодарить Фаузию ханым Байрамову за откровенную беседу и пожелать всяческих успехов в жизни, деятельности и творчестве.



                     Фаузия Байрамова,
   Председатель Милли Меджлиса  Татарского народа,
 Председатель татарской партии национальной независимости "Иттифак",
         писатель, кандидат исторических наук. (7.01.15.)
Беседу провела Т.Фаткулина.